Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2011года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Лисуновой Е.Н. к администрации г. Пензы, Управлению по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы о признании незаконным бездействия по непринятию решения по приему в муниципальную собственность общежития,
У С Т А Н О В И Л:
Лисунова Е.Н. обратилась в суд с названным иском, в котором указывает, что дом Адрес в г. Пензе, где она проживает и зарегистрирована по месту жительства, является собственностью государства в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пензенской области. Дом предоставлен на праве хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» и состоит на балансе филиала ФГУП «Почта России» - УФПС Пензенской области. Дом введен в эксплуатацию в 1976 году и предназначался под общежитие для проживания работников Пензенского областного управления связи. Вместе с тем, со временем исчезла потребность в заселении всего общежития именно работниками УФПС Пензенской области и ОАО «Волга-телеком», дом постепенно заселился иными лицами, не связанными по роду своей работы с указанными организациями, также в общежитии остались проживать работники, прекратившие работу в организациях связи, члены их семей. Лисунова Е.Н., как и другие проживающие, за свой счет производит в занимаемой комнате Номер и в местах общего пользования текущий ремонт. Вся мебель, находящаяся в занимаемой комнате, является только её собственностью, то есть помещения не укомплектованы ни мебелью, ни постельными принадлежностями, которые принадлежали бы ФГУП «Почта России». Она зарегистрирована по месту жительства постоянно, длительное время, с 1996 года она пользуется занимаемой комнатой как своим основным, постоянным местом жительства. На неё оформлен лицевой счет на соответствующую жилую площадь, она осуществляет все платежи соразмерно занимаемой площади и количеству проживающих. Жильцы дома на протяжении многих лет обращались в ФГУП «Почта России», в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Пензенской области с ходатайством об изменении статуса этого дома со специализированною жилищного фонда (общежития) на жилищный фонд социального использования, о приватизации помещений, но получали ответ, что хотя они не возражают против изменения статуса, но самостоятельных полномочий на изменение статуса дома со специализированного жилищного фонда на фонд социального использования не имеют. Вместе с тем, вопрос о передаче здания в муниципальную собственность, а, следовательно, и последующей приватизации решился положительно. В ноябре 2009 года заместитель руководителя Федерального агентства связи Министерства связи и массовых коммуникаций РФ выдал разрешение на передачу здания по адресу: Адрес в муниципальную собственность (сообщение от Дата Номер ). Дата Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом в письме Номер сообщило, что вопрос передачи федерального имущества в муниципальную собственность разрешается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от Дата Номер . Филиал ФГУП «Почта России» - УФПС Пензенской области подготовило и направило в администрации г. Пензы все документы необходимые для передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность общежития расположенного по адресу: Адрес , в соответствии с Постановлением Правительства РФ от Дата Номер «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации». Дата Администрация г. Пензы письмом Номер сообщило филиалу ФГУП «Почта России» о том, что независимо от того, что все документы собраны вопрос приема общежития в муниципальную собственность рассмотрен быть не может, так как в общежитии имеются незаконные перепланировки, в том числе использование нежилых помещений как жилых. Считает, что бездействие администрации г. Пензы выраженное в неприеме в муниципальную собственность общежития расположенного по адресу: Адрес противоречит закону, а именно Постановлению Правительства РФ от Дата Номер «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» и нарушает её права. Нарушение прав состоит в следующем. После передачи здания в муниципальную собственность, исходя из положений ст. 7 ФЗ РФ №189 от 29.12.2004 «О введении в действие ЖК РФ», статус общежития утрачивается, так как к отношениям по пользованию жилыми помещениями применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Из-за длительного бездействия администрации г.Пензы она не может реализовать свое право на приватизацию занимаемой ею жилой площади.
Просит признать незаконным бездействие администрации г. Пензы по непринятию решения по приему в муниципальную собственность общежития расположенного по адресу: Адрес
В судебном заседании истец Лисунова Е.Н. уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным бездействие администрации г. Пензы, Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы по непринятию решения по вопросу приема в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: Адрес . Обязать ответчиков вынести решение по вопросу приема в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: Адрес .
Представитель ответчика администрации г.Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы Нагарева Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица филиала ФГУП «Почта России» Видяев А.Н., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
В судебном заседании установлено, что Лисунова Е.Н. с Дата зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес , общежитие.
Жилой дом Номер (общежитие) по Адрес является федеральной собственностью, зарегистрировано на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России».
ФГУП «Почта России» были подготовлены и направлены в адрес администрации г. Пензы все документы необходимые для передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность общежития расположенного по адресу: Адрес .
В письме Номер от Дата администрация г. Пензы сообщалось, что в настоящее время в Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы представлены все документы, необходимые для передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Пензы общежития, расположенного по адресу: Адрес , однако, согласно техническому паспорту на вышеуказанный объект в здании общежития имеются перепланировки, в том числе использование нежилых помещений, как жилых. Для рассмотрения вопроса приема в муниципальную собственность выше указанного общежития необходимо устранить незаконные перепланировки, которые будут препятствовать приватизации жилых помещений.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются документами, имеющимися в материалах гражданского дела и не оспаривались сторонами.
В силу ст. 132,Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии с утвержденным перечнем ФГУП «Почта России» были подготовлены и направлены в адрес администрации г. Пензы все документы необходимые для передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность общежития расположенного по адресу: Адрес .
В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда. Согласно пункту 2 упомянутого Постановления объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
22 августа 2004 г. принят Федеральный закон N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Из анализа вышеуказанного нормативно-правового акта следует, что муниципальные образования имеют право требовать передачи и в то же время не могут отказываться от передаваемого им федерального или регионального имущества в следующих двух ситуациях:
1) если такое имущество может находиться исключительно в собственности этого муниципального образования, т.е. не может находиться в собственности РФ или субъекта РФ (не соответствует их задачам) и может находиться в собственности конкретного муниципального образования;
2) если имущество может находиться в федеральной или региональной собственности, но оно используется муниципальными органами или организациями на момент передачи.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ (в ред. от 26.12.2005 г.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления в силу положений ст. 165 Жилищного кодекса РФ, ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" обязаны создавать условия для управления многоквартирными домами.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства, не включенные в состав приватизированного имущества, подлежат передаче в муниципальную собственность, при этом на администрацию возложена обязанность по их принятию, которая не обусловлена какими-либо дополнительными обстоятельствами, в том числе фактической заинтересованностью в получении объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность, а также возможностью решения вопросов местного значения за счет переданного имущества.
Как установлено в судебном заседании, Лисунова Е.Н., как и другие жильцы дома Адрес , производит за свой счет ремонт занимаемых комнат и в местах общего пользования, оплачивают коммунальный услуги. При этом, поскольку указанный жилой дом не передан в ведение органов местного самоуправления, Лисунова Е.Н., длительное время проживающая в комнате Номер дома Адрес , лишена права на её приватизацию.
Учитывая, что в данном случае речь идет о социально значимом объекте, относящемуся к жилищному фонду, суд считает, что органам местного самоуправления необходимо рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: Адрес , так как, в результате бездействия ответчиков нарушаются права Лисуновой Е.Н.
В связи с этим, суд считает требования истицы обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Лисуновой Е.Н. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Пензы и Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы по непринятию решения по приему в муниципальную собственность общежития по адресу Адрес
Обязать администрацию г. Пензы и Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы рассмотреть вопрос по приему в муниципальную собственность общежития по адресу Адрес
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Пензы.
Судья