Дело №2-1845/2011 Решение о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения.



           Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Гришиной Н.А. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы от Дата . Номер в части отказа Гришиной Наталье Александровне в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

           Истец Гришина Н.А. обратилась в суд с названным иском, указывая, что на основании решения Башмаковского районного Суда Пензенской области от 09.06. 1997 года её мать Ч.О., была лишена родительских прав в отношении дочери Бурмистровой Н.А., Дата года рождения, и в отношении сына Ч.В., Дата года рождения. Она и её брат были переданы на попечение органа опеки и попечительства. Ранее она с родителями проживала в р\п Башмаково, собственного жилья её родители и она не имели. Её мать проживала в доме бабушки, который пришел в негодность еще при жизни матери. До помещения в детский дом она с матерью проживала на съемной квартире. Её отец, Б.А., после развода с матерью проживал с новойсемьей в квартире, полученной от совхоза, где он работал слесарем. После его смерти жена приватизировала квартиру и продала ее.          Согласно Постановления Главы Башмаковской поселковой администрации от Дата она была направлена в образовательное учреждение для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 вышеуказанного Постановления она должна быть обеспечена жильем по окончании пребывания в общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей в соответствии с действующим законодательством. Еще до исполнения ей 18 лет её родители умерли: отец – Б.А., 16.12. 1963 года рождения, умер Дата , мать – Б.О., Дата года рождения, умерла 16.11. 2000 года.     Она находилась на воспитании в Я с 20.06. 1997 года по 23.05. 2001 года, а с Дата её опекуном была назначена тетя Б.Е. на основании Постановления №101 от 24.05. 2001 года Главы       администрации рабочего поселка Пачелма Пензенской области, которая проживала по адресу Адрес . Она проживала в р\п Пачелма, Адрес до 17.09. 2007 года была зарегистрирована по вышеуказанному адресу. С 17.09. 2007 года по Дата она проживала в Адрес В настоящее время квартира Адрес является Ш.Е., сын её теги Ш.А. Постановлением Главы администрации рабочего поселка Адрес от 07.09. 2009 года Номер она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условии и имеющей право на внеочередное получение жилого помещения как ребенок- сирота. 09.2009 года она вступила в зарегистрированный брак с Г.А., и с Адрес , принадлежащей её свекру Г.В. на основании Договора мены от 29.03. 1996 года Номер . Она обучается в ГОУ ВПО « П на бюджетной основе.Согласно Постановления от 08.04. 2011 года Номер администрации рабочего поселкаПачелма Пачелмского района Пензенской области в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование, в соответствии с п.п. 1,3 п. 1 ст. 56ЖКРФпо её заявлению она была снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии. 08.04. 2011 года администрация рабочего поселка Адрес в адрес главы администрации г. Пензы Чернова Р.Б. направила письменное ходатайство Номер , в котором ходатайствовала о постановке её учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма по дате её первичной постановки на очередь в р\п П на основании Постановления Номер от 07.07. 2009 года, в связи с постоянной регистрацией и местом жительства в г. Пензе по адресу Адрес . Она подала в администрацию г. Пензы заявление о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставила все необходимые документы. Просит принять во внимание, что документы были собраны ею еще при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в р\п Адрес , именно поэтому08.04.2011 года администрация рабочего поселка Адрес Пензенской области в адрес Главы администрации г. Пензы Чернова Р.Б. направилаписьменное ходатайство Номер . Однако Приказом от 15.04. 2011 года Номер п Заместителя Главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст. 54 ч. 2 Жилищного Кодекса РФ, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако о том, какие именно документы она не предоставила ей не разъяснили.

          Просит суд признать незаконным приказ Заместителя Главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от 15.04. 2011 года Номер п в части отказа в принятии её на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Обязать администрацию г. Пензы поставить её на учет нуждающихся жилых помещениях с даты первичной постановки на очередь согласно Постановления Номер от Дата года Главы администрации рабочего поселка Адрес и возложить обязанность на администрацию г. Пензы в обеспечении внеочередного получения жилого помещения в г. Пензе как ребенка-сиротой, не достигшей возраста 23 лет.

        Истец Гришина Н.А. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы от Дата Номер п в части отказа Гришиной Н.А. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и обязать администрацию г.Пензы предоставить ей жилое помещение на состав семьи один человек.

Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Сарайкина В.Н., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Громиков К.В., действующий на основании доверенности, разрешение заявленных требований полагает на усмотрение суда.

         Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении Гришина (Бурмистрова) Н.А. родилась Дата . Решением Башмаковского районного суда Пензенской области от Дата мать Г.В. (Бурмистровой) Н.А. – Ч.О. лишена родительских прав. Ч.О. умерла Дата . Отец Б.А. умер Дата

Постановлением главы Башмаковской поселковой администрации от Дата Гришина (Бурмистрова) Н.А. была направлена в образовательное учреждение для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В пункте 2 данного постановления указывается, что необходимо обеспечить Бурмистрову Н.А. жильем по окончании пребывания в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Номер главы администрации рабочего поселки Адрес от Дата опекуном Бурмистровой Н.А. назначена Б.Е., проживающая по адресу Адрес .

Согласно справки администрации рабочего поселка Адрес от Дата Гришина (Бурмистрова) Н.А. проживала в квартире Адрес в р.п. Пачелма с Дата по Дата , в квартире собственником которой не являлась.

Постановлением главы администрации рабочего поселка Адрес Номер от Дата Бурмистрова Н.А., зарегистрированная по адресу: Адрес , признана в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и имеющей право на внеочередное получение жилого помещения как ребенок сирота.

Дата Бурмистрова Н.А. зарегистрировала брак с Г.А.

Согласно справке ГОУ ВПО « П» от Дата Гришина (Бурмистрова) Н.А. является студенткой 4 курса Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.

С Дата Гришина (Бурмистрова) Н.А. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес в квартире принадлежащей на праве принадлежащей отцу Г.А. Г.В. на основании договора мены от Дата .

Дата Гришина (Бурмистрова) Н.А. обратилась в админитрацию г. Пензы с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Дата Гришина (Бурмистрова) Н.А. обратилась с заявлением к главе администрации р.п. Пачелма с заявлением, в котором просила исключить её из списков на получение жилья в связи со сменой места жительства.

Постановлением администрации рабочего поселка Адрес Номер от Дата Гришина (Бурмистрова) Н.А. снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Дата администрация рабочего поселка Адрес обратилась с ходатайством к главе администрации г. Пензы с ходатайством о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма Гришиной (Бурмистровой) Н.А. по дате первичной постановки на очередь в р.п. Пачелма Пеостановлением Номер от Дата в связи с постоянной регистрацией и местом жительства в г. Пензе, по адресу: Адрес

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата Гришиной (Бурмистровой) Н.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании ч. 2 ст. 54 ЖК РФ, в связи с документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер , Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Гришиной (Бурмистровой) Н.А., Дата года рождения на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата , по данным электронного архива Гришина (Бурмистрова) Н.А. недвижимого имущества, зарегистрированного в Пензенском городском отделении Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не имеет.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами отказного учетного дела, обозреваемого в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении, копией паспорта, копией решения Башмаковского районного суда пензенской области от Дата , копиями свидетельств о смерти, копией постановления главы Башмаковской поселковой администрации от Дата , копией постановления главы администрации р.п. Адрес Номер от Дата , копией свидетельства о заключении брака, копией постановления главы администрации р.п. Адрес Номер от Дата , копией заявления на имя главы администрации р.п. Пачелма от Дата , ходатайством администрации р.п. Адрес Номер от Дата , копией постановления администрации р.п. Адрес Номер от Дата , копией выписки из приказа заместителя главы администрации Адрес по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата , копией договора мены от Дата , копией лицевого счета от Дата , копией справки о составе семьи от Дата , копией выписки из домовой книги от Дата , копией справки администрации р.п. Адрес от Дата , копией справки ПГУАС от Дата , копией справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата , уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер , Номер от Дата

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:

Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.";

     В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.

          Учитывая, что Гришина (Бурмистрова) Н.А.. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с 1997 г. воспитывалась в детском доме, находилась на полном государственном обеспечении, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу о том, что Гришиной (Бурмистровой) Н.А. неправомерно было отказано администрацией г. Пензы в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 51 ГК РФ она является нуждающейся в жилом помещении, и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, следовательно, в случае отказа Гришиной (Бурмистровой) Н.А. в удовлетворении иска, будет нарушено её конституционное право на жилище, что является недопустимым.

          Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Гришиной Н.А. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер п в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

Иск Гришиной Н.А. удовлетворить.

Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части отказа Гришиной Н.А. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Обязать администрацию города Пензы предоставить Гришиной Н.А. благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский Областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.

Судья