Дело №2-1402/2011 Решение о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг педагогическим и медицинским работникам, проживающим в сельской местности, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Кочетковой Н.И. к ФГКЭУ – Пензенской квартирно-эксплуатационной части Пензенского района Пензенской области, Министерству обороны РФ о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг педагогическим и медицинским работникам, проживающим в сельской местности, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда,

                                                    УСТАНОВИЛ:

        Истец Кочеткова Н.И. обратилась в суд с названным иском, указав, что    Решением Пензенского районного суда Пензенской области от 30.12.04 Дело Номер на воинскую часть Номер , КЭЧ, Министерство обороны были возложены обязанности предоставлять ей, как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности льготы по бесплатному предоставлению квартиры с отоплением и освещением за счет средств федерального бюджета, с последующим изменением в порядке, установленном законодательством. Решение суда было предоставлено в в/ч, выслано в министерство обороны РФ, в Федеральное казначейство. Но решение суда было исполнено только в части погашения задолженности по льготным компенсационным выплатам. В части предоставления вышеуказанных льгот за период с октября 2004 решение суда не исполняется. Ее право на вышеуказанные льготы были подтверждены решением Пензенского районного суда от 30.12.04 дело Номер , от 26.11.06 дело Номер , от 20.11.08 дело Номер . Ни одно из указанных решений не отменено и на сегодняшний день не оспаривается. Решением от 30.12.04 «Министерство обороны РФ, КЭЧ Пензенского района, в/ч Номер обязана предоставлять ей как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности, льготы по бесплатному предоставлению квартиры с отоплением и освещением за счет средств федерального бюджета». Обязательство граждан, являющихся работниками образования и пенсионеров, проживающих в сельской местности осуществлять оплату жилого помещения и коммунальных услуг нарушает права и законные интересы указанной категории граждан, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме. Но, не смотря на требование законодательства, решение суда с неё удерживается плата за коммунальные платежи в полном объеме. Она проживает в сельской местности, работает в детском саду, расположенном в воинской части Номер в поселке Леонидовка. Детский сад находится на сметно - бюджетном финансировании Министерства обороны; учредителем данного детского сада, в котором она работает, является Министерство обороны. Следовательно, финансирование предоставления педагогическим работникам детского дошкольного учреждения, проживающим в сельской местности бесплатного жилья с отоплением и освещением должно закладываться в бюджет Министерства обороны при его формировании. В соответствии со сложившейся практикой, законодательством субъекта федерации (Пензенской области) указанные льготы предоставляются по месту жительства в натуральной форме или по месту работы. Поэтому компенсации согласно законодательству, решению суда также должны предоставляться ей ФГКЭУ - Пензенской квартирно - эксплуатационной частью Пензенского района Пензенской области, так как услуги предоставляются ФГКЭУ - Пензенской квартирно-эксплуатационной частью Пензенского района Пензенской области. В свою очередь, именно ФГКЭУ - Пензенской квартирно-эксплуатационной частью Пензенского района Пензенской области должна решить вопрос о финансировании указанных льгот с Министерством обороны, а Министерство обороны с Министерством финансов. Решение вопроса о финансировании обязательств по предоставлению ей бесплатного жилья с отоплением и освещением на уровне министерств не может являться её компетенцией. Тем не менее из - за бездействия в/части и ФГКЭУ - Пензенской квартирно-эксплуатационной части Пензенского района Пензенской области ей самой приходится заниматься вопросом получения компенсаций за оплату отопления и освещения, вести переписку с министерствами и ведомствами. В итоге за ФГКЭУ - Пензенской квартирно - эксплуатационной частью Пензенского района Пензенской области, Министерством обороны образовалась задолженность по льготным компенсационным выплатам по оплате жилого помещения и освещения с июня 2008 по декабрь 2008 включительно 10 884 руб. 04 коп. За 2009 - включительно за ФГКЭУ - Пензенской квартирно - эксплуатационной частью Пензенского района Пензенской области, Министерством обороны РФ образовалась задолженность в сумме 26 949 руб. 34 коп. За период с января 2010 по июнь 2010 включительно за ФГКЭУ - Пензенской квартирно - эксплуатационной частью Пензенского района Пензенской области, Министерством обороны РФ образовалась задолженность в сумме 12 521руб. 48 коп. Итого за ФГКЭУ - Пензенской квартирно - эксплуатационной частью Пензенского района Пензенской области, Министерством обороны на 01.07.10 накопилась задолженность в размере 50 354руб. 86коп. Кроме того, она считает, что имеет право на компенсацию за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания в размере, соответствующем гражданскому законодательству, а именно в размере ставки банковского рефинансирования 7,75% (ст.395 ГК РФ). То есть 7326 рублей.

         Просит суд взыскать с Министерства обороны задолженность в размере 50 354 руб. 86 коп., 7 326 руб. неустойки, судебные расходы в размере: 2096 руб. за уплату госпошлины; 156 руб. - за ксерокопирование документов; 500 рублей - за оформление доверенности на представителя. Взыскать с ФГКЭУ - Пензенской квартирно - эксплуатационной части Пензенского района Пензенской области моральный ущерб в размере 200 руб.

         Истец Кочеткова Н.И. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

         Представитель истца Долманова М.Ю., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила суд взыскать с Министерства обороны в пользу Кочетковой Н.И. задолженность в размере 50 354 руб. 86 коп., 7 410 руб. 25 коп. неустойки, судебные расходы в размере 2096 руб. за уплату госпошлины; 156 руб. - за ксерокопирование документов; 500 рублей - за оформление доверенности на представителя. Взыскать с ФГКЭУ - Пензенской квартирно - эксплуатационной части Пензенского района Пензенской области моральный ущерб в размере 200 руб. В обоснование ссылалась на доводы изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФГКЭУ Пензенской квартирно- эксплуатационной части Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Кочеткова Н.И. зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес

Адрес относится к сельской местности.

Согласно трудовой книжки Кочеткова Н.И. с Дата работала в должности инструктора физкультуры детского сада войсковой части Номер , после ухода на пенсию, работает в должности сторожа детского сада войсковой части Номер

В соответствии с дипломом Номер решением государственной экзаменационной комиссии от Дата , Шимовой (Кочетковой) Н.С. присвоена квалификация медицинской сестры, регистрационный Номер .

          В соответствии с вступившими в законную силу решением Пензенского районного суда Пензенской области от 30.12.2004 года по иску С.Е., К.Г., К.В., В.Н., С.С.., Кочетковой Н.И., С.Н. к Министерству обороны РФ, войсковой части Номер и др. о взыскании суммы льготных компенсаций и понуждении к предоставлению льгот, на Министерство обороны РФ, войсковую часть Номер , КЭЧ Пензенского района возложена обязанность предоставлять льготы по бесплатному предоставлению - квартиры с отоплением и освещением за счет средств федерального бюджета, поступающих на указанные цели, с последующим изменением в порядке, установленном Законодательством РФ, К.Е., как медицинскому работнику, проживающему и работающему в сельской местности; С.Н., В.Н., Кочетковой Н.И. как педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности.

         Указанные выше обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела.

         В соответствии с ч.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

         В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.1996 года с последующими изменениями и дополнениями), педагогические работники общеобразовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с топлением и освещением в сельской местности и рабочих поселках, при этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен.

         Согласно ст. 63. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

          Согласно п.п. «е», «к» ст.72 и п.п. 2,5 ст.76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и- иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить. федеральному законодательству, при наличии такого противоречия действует. федеральный закон.

          Ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных

вышеуказанными Законами, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

           Учитывая, что ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых право на компенсации в натуральной форме или льготы И гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых указанным Федеральным законом нормах, возникло до 1.января 2005 года, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

           С учетом установленного законодательством Российской Федерации порядка финансирования деятельности и в случае, если размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг были ранее установлены законодательными актами субъектов Российской Федерации, у лиц, у которых такое право возникло до 1 января 2005 года, сохраняется право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

          Основными положениями Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ определено, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

           Право на льготы педагогическим работникам образовательных учреждений предусмотрено нормами закона РФ «Об образовании», Федеральный Закон от 06.05.2003 года, не отменяя норму закона, устанавливающую право на льготы педагогическим работникам образовательных учреждений, предусматривала иной механизм его обеспечения в рамках существующей системы межбюджетных отношений, в соответствии с которыми субъекты РФ должны устанавливать своими законодательными актами размеры, условия и порядок возмещения расходов по предоставлению этих льгот с учетом межбюджетных отношений.

          В соответствии с п.30 ст. 16 ФЗ от 22.08.2004 г № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» аб. 3 пункта -5 ст. 55 Закона РФ « Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

        Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.

        Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с- предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

         В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

         По пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации существует Определение Конституционного суда РФ от 09.04.2002 № 68-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о признании его не соответствующим Конституции Российской Федерации". Данная, норма направлена на упорядочение бюджетного процесса и должна истолковываться как обязывающая органы законодательной (представительной)" власти учитывать расходы при формировании и принятии бюджетов соответствующих уровней.

          Право педагогических работников на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами.

          Таким образом, действующим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством, предусмотрено право педагогических и медицинских работников в сельской местности и совместно с ними проживающих членов их семей на льготы по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением, медицинский пункт и детский сад, где работают истцы, находятся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ.

          Согласно предоставленной суду справкой истец Кочеткова Н.И. и проживающие с ней члены семьи за указанный в исковом заявлении период не пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг по предоставлению жилья с бесплатным отоплением и освещением.

          Финансирование ФГКЭУ - Пензенской квартирно-эксплуатационной части Пензенского района Пензенской области, осуществляется через Министерство обороны РФ из федерального бюджета, своих средств для предоставления льгот по бесплатному предоставлению квартир с отоплением, освещением не имеет.

         Начисление за оплату жилья производится в 100% размере оплаты, и оплачивается истцом в полном объеме.

         Представленные истцом в подтверждение этого справки и квитанции об оплате сторонами не оспариваются.

         Размер оплаченных истцом Кочетковой Н.И. за период с июня 2008 года по май 2010 года согласно представленных справок и расчета, квитанций об оплате за коммунальные услуги составил 50 353 руб. 86 коп.

        Суд, находит исковые требования в части взыскания с надлежащего ответчика Министерства обороны РФ задолженности по льготным компенсационным выплатам по оплате жилого помещения и процентов за пользование чужими денежными средствами подлежащим удовлетворению.

        В соответствии со ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате про центы на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

           Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

           При определении суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащей взысканию в пользу истца, суд, соглашаясь с расчетом истца рассматривает иск в соответствии со ст. 196 ч. 3 ГПК РФ в пределах исковых требований, исходит из представленных квитанций и официальных справок об оплате коммунальных услуг, с разбивкой помесячно за период с июня 2008 г. по мая 2010 г., и из действующей в месте жительства истца учетной ставки банковского процента на день принятия решения 8,25 % годовых и определяет сумму указанных процентов в размере 7410 руб.25 коп.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Суд считает, что требования Кочетковой Н.И. о взыскании с ФГКЭУ - Пензенской квартирно-эксплуатационной части Пензенского района Пензенской области компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат удовлетворению, поскольку ст. 151 ГК РФ по спорным правоотношениям компенсация морального вреда не предусмотрена.

На основании ст. 98 ГПК РФ с Министерства обороны в пользу истца Кочетковой Н.И. подлежат взысканию расходы на изготовление ксерокопий документов в размере 156 руб. 00 коп., возврат государственной пошлины в размере 1932 руб. 95 коп., расходы на оплату услуг нотариуса в размере 500 руб.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья,

                                                          Р Е Ш И Л:

        Иск Кочетковой Нины Ивановны удовлетворить.

        Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кочетковой Н.И. задолженность по льготным компенсационным выплатам по оплате жилого помещения, отопления и освещения за период с июня 2008 года по май 2010 года в размере 50 354 руб. 86 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7 410 руб. 25 коп., в возврат государственной пошлины в размере 1932 руб. 95 коп. и судебные расходы в размере 656 руб.

         Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы

        Судья