Дело №2-1318/2011 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.,

при секретаре Бакановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 26 апреля 2011 гражданское дело по иску Кадомцева В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Кадомцев В.В. обратился в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, указав, что с (дата) по (дата) он проживал в (адрес) . В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» данный населенный пункт до 1 февраля 1998 года относился к зоне проживания с льготами социально-экономического статуса. Согласно ст. 34 названного закона гражданам, проживающим с льготами социально-экономического статуса пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Он является получателем досрочной трудовой пенсии по старости и ему (дата) назначена досрочно пенсия с 55 лет за работу в особых условиях, тяжелые условия труда (Список № 2). Им была представлена в УПФР справка, выданная администрацией (адрес) о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии с данной справкой он имеет дополнительно право на 1 год снижения пенсионного возраста до 54 лет. Он обратился к ответчику с просьбой о назначении пенсии с 54 лет. (дата) (исх. (номер) ) ответчик отказал в назначении пенсии с 54 лет, ссылаясь на пункт 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию и назначить ему пенсию с более раннего срока не представляется возможным, в связи с тем, что он своевременно не обратился за ее назначением. С принятым решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 24.03.2005года №76-0 статья 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии. Это также указано в Определении Конституционного Суда РФ от 18.12.2007 № 870-00. Кроме того, пункт 3 статьи 4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предоставляет гражданам возможность обращения за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком. Из приведенной нормы Закона следует, что обращение с заявлением о назначении трудовой пенсии может осуществляться в любое время, но только после возникновения права на такую пенсию. Статья 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет лишь время (день), с которого может быть назначена пенсия либо произведен ее перерасчет, и вопросы, связанные со временем обращения за назначением пенсии или ее перерасчетом, не регулирует.

На основании изложенного просил суд признать решение УПФР в г.Пензе Пензенской области от (дата) об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии с возраста 54 лет, т.е. с (дата) незаконным; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с возраста 54 лет, т.е. с (дата).

В судебном заседании истец Кадомцев В.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что в июне 2009 года он обратился в УПФР в г.Пензе Пензенской области, предоставив все необходимые документы для формирования макета пенсионного дела. Он работал газоэлектросварщиком, знал, что данная профессия входит в специальный льготный список, просил назначить досрочную пенсию по указанным основаниям. Он не знал, что (адрес) , где он проживал с (дата) по (дата), относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом проживания вследствие катастрофы на ЧАЭС. Считал, что его право на получение досрочной трудовой пенсии возникло по достижении им 54 лет и не зависит от времени его обращения в пенсионный фонд за ее назначением. При обращении в УПФР в г. Пензе Пензенской области в 2009 году за назначением досрочной трудовой пенсии с 55 лет за работу в особых условиях по списку № 2 – газоэлектросварщиком, он не говорил, что проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Однако был предоставлен документ, из которого усматривается, что он проживал в (адрес) – военный билет. В нем имеется отметка о том, что он принят на военный учет ВУС сельсоветом в (дата) году и снят с учета в (дата) году. В его паспорте на тот момент отметки о регистрации в (адрес) уже не было, в связи с его заменой. На момент обращения он не знал, что имеет право на снижение пенсионного возраста на один год в связи с проживанием в (адрес) , ему об этом сообщил его знакомый в конце 2010 года. Полагал, что сотрудники УПФР в г. Пензе Пензенской области должны были ему сообщить о необходимости предоставления справки, подтверждающий факт проживания в (адрес) в 2009 году.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, с иском Кадомцева В.В. не согласилась. Пояснила, что первичное обращение Кадомцева В.В. в клиентскую службу ГУ УПФР по Железнодорожному району г.Пензы зафиксировано (дата) по вопросу предоставления документов для формирования макета пенсионного дела. Представлены документы, подтверждающие факт работы в должностях, дающих право на установление пенсии за работу в особых условиях труда по Списку 2, на основании которых по исполнению ему 55 лет назначена трудовая пенсия по старости с (дата) (по заявлению от (дата)). Документы, указывающие на факт проживания (работы) Кадомцева В.В. с (дата) по (дата) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, что давало бы ему право на 1 год дополнительного снижения пенсионного возраста, не представлялись. Справку о проживании его в период с (дата) по (дата) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом Кадомцев В.В. представил (дата) с заявлением об установлении трудовой пенсии по старости с более раннего срока. Ему даны письменные разъяснения о невозможности пересмотра срока установления трудовой пенсии по старости.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено, что (дата) Кадомцев В.В. обратился в УПФР по (данные изъяты) г.Пензы, где для формирования макета пенсионного дела у него были приняты следующие документы: копия паспорта, трудовая книжка, справка, уточняющая льготный характер работы, копия военного билета, копия свидетельства о рождении детей, страховое свидетельство.

(дата) Кадомцев В.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении трудовой пенсии за работу с особыми условиями труда.

(дата) УПФР в г.Пензе Пензенской области Кадомцеву В.В., (дата) года рождения, назначена трудовая пенсия по старости с 55 лет.

(дата) Кадомцев В.В. обратился в УПФР в г.Пензе Пензенской области с заявлением о досрочной назначении трудовой пенсии с возраста 54 лет, предоставив справку о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что подтверждается имеющейся в материалах дела распиской-уведомлением по обращению (номер) от (дата).

Обратившись в суд с настоящим иском, Кадомцев В.В. считал, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии с возраста 54 лет, а не с 55 лет, как ему назначили, т.к. согласно справки Администрации сельсоветом от (дата) в период с (дата) по (дата) он проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом – (адрес) .

В обоснование исковых требований Кадомцев В.В. ссылается на то обстоятельство, что когда он первоначально (дата) обратился УПФР по (данные изъяты) г.Пензы, то представил военный билет, из которого усматривается, что он проживал в (адрес) . Работник УПФР ему не предложил представить справку о его проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Сам он не знал, что проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом и имеет право на получение пенсии с 54 лет. Считал, что бездействием УПФР нарушены его права на досрочное получение пенсии.

Оценивая доводы сторон, в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, анализируя нормы действующего законодательства, суд считает, что доводы истца о неправомерности действий ответчика основаны на ошибочном толковании материального права, а именно ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

К категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Согласно п. 4 и 4.1 той же статьи трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

4.1. Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Анализ указанных норм Закона позволяет сделать вывод о том, что срок назначения трудовой пенсии зависит от времени обращения гражданина за указанной пенсией, но не ранее дня возникновения права на нее. Таким образом, назначение трудовой пенсии имеет заявительный характер, т.е. назначается со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Исключения из названного правила предусмотрены п.4 и 4.1 приведенной выше статьи Закона.

В данном случае оснований для назначения Кадомцеву В.В. трудовой пенсии ранее дня обращения за ней, которое имело место (дата), не имеется.

Трудовая пенсия истцу за работу в особых условиях по списку № 2 назначена с 55 лет - (дата), что соответствует нормам действующего законодательства. Из пенсионного дела следует, что обращение за назначением досрочной трудовой пенсии с 54 лет с предоставлением справки, подтверждающий факт проживания в (адрес) , последовало (дата), когда истцу уже исполнилось 56 лет, в связи с чем, УПФР в г. Пензе Пензенской области ему было правомерно отказано в назначении пенсии с более раннего срока.

Ссылка истца на ч.10 ст. 37 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующей устранение ошибок, допущенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии в данном случае несостоятельна, поскольку незнание Кадомцевым В.В. своего права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом нельзя расценить как ошибку, допущенную сотрудниками УПФР в г.Пензе Пензенской области. На день обращения за назначением пенсии, истец не сообщил о том, что проживал в (адрес) с (дата) по (дата), не подтвердил этот факт соответствующей справкой и не заявил о своем праве на назначение пенсии с 54 лет, что истец не отрицал в судебном заседании. Отметка в военном билете о постановке на воинский учет ВУС (адрес) в (дата) году и снятии с учета в (дата) году не является основанием для назначения пенсии с 54 лет, поскольку Кадомцев В.В. своевременно не обратился за ее назначением с указанного возраста.

Таким образом, назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права путем подачи соответствующего заявления, что в данном случае не было сделано своевременно.

При таком положении исковые требования Кадомцева В.В. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Кадомцеву В.В. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2011 года.

Судья:                                                                                                  Н.В. Белоглазова