Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.
при секретаре Бакановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе 24 мая 2011 года гражданское дело по искам Исаева А.И., Кувшиновой В.М., Жегалиной Н.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Исаев А.И. обратился в суд с иском, указав, что он проработал водителем троллейбуса 26 лет 9 месяцев, из них 14 лет 7 месяцев водителем троллейбуса и 12 лет 2 месяца водителем-перегонщиком троллейбуса. Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области ему отказало в назначении льготной пенсии, по тем основаниям, что льготная пенсия назначается на основании п.10 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. У него стаж работы на регулярных городских пассажирских маршрутах составил 14 лет 7 месяцев. Полагал отказ незаконным, поскольку его работа связана с вредными условиями труда, также как и работа водителей троллейбусов регулярных городских пассажирских маршрутов. По карте аттестации рабочего места водителя троллейбуса вредные условия определены по показателям: шум, вибрация, излучение, микроклимат, тяжесть труда, напряженность трудового процесса и дана оценка условий труда – 3,3. В связи с тем, что вредные условия труда с классом 3,3 относятся к водителям троллейбуса, вне зависимости от его места нахождения и наличия в нем пассажиров, считал, что имеет право на льготную пенсию, как работник с вредными условиями труда.
На основании изложенного просил суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области в г.Пензе Пензенской области назначить ему досрочную пенсию как работнику с вредными условиями труда в силу подп.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
С аналогичными исками к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области обратились также Кувшинова В.М. и Жегалина Н.И., сославшись на те же обстоятельства. Просили обязать ответчика назначить им досрочную пенсию как работникам с вредными условиями труда в силу подп.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Определением судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 10.05.2011 данные гражданские дела объединены в одно производство.
Представитель истца Кувшиновой В.М. – Миронова В.В., допущенная к участию в деле на основании ходатайства истицы в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила суд признать за Кувшиновой В.М. право на досрочное назначение пенсии на основании подп. 10 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Пояснила, что истица, работая в должности водителя-перегонщика троллейбусов, непосредственно перевозку пассажиров по городским маршрутам не осуществляла. Их работа в данной должности была связана со своевременной перегонкой и правильной расстановкой троллейбусов в депо. Они управляли троллейбусами на территории депо. Согласно нормам действующего законодательства городской маршрут - это маршрут, проходящий в черте городских поселений, территория депо также находится в черте города и, следовательно, ссылка на то обстоятельство, что водитель-перегонщик не является работником на городском маршруте несостоятельна. Понятие городской маршрут, включает в себя не только работу на линии, но и работу в депо. Территория троллейбусного депо является городской территорией и обозначена в маршруте. Указала, что водители-перегонщики работают во вредных условиях труда на троллейбусе - механизме с повышенной электрической мощностью. В обоснование своих доводов ссылалась на Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2008 г. № 340-О-О, согласно которому, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. Считала, что в данном случае имеет воздействие неблагоприятных факторов, связанных именно с воздействием самим троллейбусом на организм водителей, в связи с чем истцы имеют право на получение досрочной пенсии в соответствии с подп. 10 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.к. вредность не зависит от наличия пассажиров в троллейбусе и работе на регулярных пассажирских маршрутах.
В судебном заседании истица Кувшинова В.М. исковые требования поддержала с учетом их уточнения представителем Мироновой В.В.
Истцы Исаев А.И. и Жегалина Н.И. в судебном заседании также уточнили требования, просили признать за ними право на досрочное назначение пенсии на основании подп. 10 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», сослались на обстоятельства, аналогичные изложенным представителем Мироновой В.В.
Представитель УПФР в г. Пензе по доверенности – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иски Исаева А.И. Кувшиновой В.М. и Жегалиной Н.И. не признала, по основаниям, изложенным в протоколах заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.Пензе Пензенской области. Указала, что водитель-перегонщик (подгонщик) является ответственным лицом за своевременную перегонку и правильную постановку троллейбусов в депо, а право на досрочную пенсию имеют водители за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 10 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно ранее действующему Закону РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона;
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для определения права истцов на досрочное назначение трудовой пенсии, является как в настоящее время, так и согласно ранее действующему законодательству, факт их работы в качестве водителей троллейбусов на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
Этим же Законом установлено, что маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что Исаев А.И. (дата) обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.Пензе Пензенской области от (дата) (номер) Исаеву А.И. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду недостаточности специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии.
Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж период работы Исаева А.И. с (дата) по (дата) в должности водителя-перегонщика.
В связи с уточнением специального стажа Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.Пензе Пензенской области было принято решение от (дата) (номер) , согласно которому Исаеву А.И. в льготный стаж был включен период работы в МУП «(данные изъяты) с (дата) по (дата) в качестве водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, стаж работы составил 14 лет 7 месяцев 0 дней.
Жегалина Н.И. (дата) обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.Пензе Пензенской области от (дата) (номер) Жегалиной Н.И. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду недостаточности специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии.
Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж периоды работы Жегалиной Н.И. с (дата) по (дата) (включая период нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком с (дата) по (дата) ) – работа в качестве водителя-перегонщика, т.к. правом пользуются только водители троллейбуса, занятые на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Кувшинова В.М. (дата) обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.Пензе Пензенской области от (дата) (номер) Кувшиновой В.М. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду недостаточности специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии.
Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж периоды работы Кувшиновой В.М. с (дата) по (дата) в качестве водителя-подгонщика, т.к. согласно должностной инструкции водитель-перегонщик (подгонщик) является ответственным лицом за своевременную перегонку и правильную постановку троллейбусов в депо, а право на досрочную пенсию имеют водители за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Оценив доводы сторон спора в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, и проанализировав нормы пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд считает, что при определении права истцов на досрочную трудовую пенсию, вышеуказанные периоды правомерно были исключены из стажа, дающего право на пенсию, исходя из следующего.
Как следует из копий трудовых книжек истцов, имеющихся в материалах дела, Исаев А.И. с (дата) по (дата) работал в должности водителя-перегонщика троллейбусов 1 класса в депо (номер) .
Жегалина Н.И. с (дата) по (дата) (включая период нахождения в отпуске без содержания по уходу за ребенком с (дата) по (дата) ) работала в должностях подгонщика 1 класса в депо (номер) , затем данная должность переименована в должность водителя-перегонщика.
Кувшинова В.М. с (дата) по (дата) в качестве водителя-подгонщика, водителя-перегонщика троллейбуса.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
В данном случае, предусматривая для водителей троллейбусов, также как и автобусов, трамваев, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает их право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой водителя названных транспортных средств, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярной перевозкой пассажиров на городских маршрутах, что связано с постоянными повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером работы в постоянном контакте с пассажирами, нервным напряжением, высокой ответственностью за безопасность перевозок, жизнь и здоровье граждан, точным соблюдением графика движения, напряженностью трудового процесса и т.д.
В судебном заседании установлено, что согласно имеющимся в материалах дела квалификационным требованиям водителя – перегонщика обособленного подразделения «Троллейбусное депо (номер) » МУП «(данные изъяты), утвержденным начальником (дата) , основными направлениями деятельности водителя-перегонщика являются: производство маневровых работ с обеспечением правильной расстановки подвижного состава на территории депо, выпуска подвижного состава на линию в точном соответствии с нарядом, наименьших затрат времени на прием подвижного состава с линии привозвращении его в подразделение с технической неисправностью, своевременной подачи подвижного состава на уборку, своевременной постановкой подвижного состава на плановые виды ремонтов и осмотров, сохранности подвижного состава, безопасности работников, участвующих в маневрах, уборке, ремонте инаходящихся на территории производства; строгое выполнение Правил технической эксплуатации подвижного состава, Правил дорожного движения, Правил техники безопасности и инструкции при производстве маневровых работ и т.д.
В соответствии с должностной инструкцией водителя троллейбуса обособленного подразделения «Троллейбусное депо (номер) » МУП «(данные изъяты)» его работа связана непосредственно с перевозкой пассажиров по регулярным городским маршрутам.
В судебном заседании истцы не оспаривали тот факт, что они не перевозили, работая в должности водителей-перегонщиков, пассажиров по регулярным городским маршрутам. Они связывали свое право на льготную пенсию в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» именно с работой на троллейбусе и наличием вредного воздействия на организм неблагоприятных факторов: шума, вибрации, излучением, которые они получали от нахождения в кабине троллейбуса, что основано на неправильном толковании названной статьи Закона.
Ссылка истцов на проведенную аттестацию рабочего места по условиям труда водителя троллейбуса, в соответствии с которой, по их мнению, они имеют право на льготную пенсию, несостоятельна. Исходя из названного документа, аттестация проведена рабочего места водителя троллейбуса регулярных городских пассажирских перевозок, указанна сменность работы: двухсменная (без ночной смены). Истцы в судебном заседании поясняли, что их работа проходила, в том числе, в ночную смену. Кроме того, в строке 110 четко указано право на льготное обеспечение на регулярных линиях городских пассажирских маршрутах.
Из материалов пенсионных дел истцов следует, что работодатель в справках, уточняющих особый характер работы и подтверждающих постоянную занятость на льготной работе также включил только периоды работы в должности водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в выписках из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отражены особые условия труда во время работы в названной должности.
По сути, истицами заявлены требования о разрешении вопроса о включении в перечень лиц, которым по старости назначается трудовая пенсия ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, содержащийся в п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», водителей-перегонщиков троллейбусов в связи с вредными условиями труда. Указанный вопрос является прерогативой законодателя и не может быть разрешен в правоприменительной практике.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исаеву А.И., Кувшиновой В.М., Жегалиной Н.И. в удовлетворении исков к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 31 мая 2011 года.
Судья: Н.В. Белоглазова