Дело №2-1745/2011 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.,

при секретаре Бакановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 10 июня 2011 года гражданское дело по иску Игошиной М.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии и ее перерасчете,

У С Т А Н О В И Л:

Игошина М.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, указав, что Дата она обратилась в ГУ- УПФР по Ленинскому району за досрочным назначением трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ - УПФР по Ленинскому району от Дата ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п/п 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ из - за отсутствия требуемого стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии. Одновременно с этим комиссия указала, что право на назначение ей пенсии наступит Дата . Однако после наступления Дата пенсия ей назначена не была. Она вынуждена была повторно обратиться в ГУ - УПФР Ленинского района за назначением ей пенсии. С Дата ей была назначена пенсия, но за тот период, который был признан комиссией, перерасчет ей произведен не был.

На основании изложенного просила суд: 1) обязать УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», 2) обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и выплатить ей недополученную пенсию за указанный период.

В судебном заседании истица Игошина М.Н. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что после первого обращения в пенсионный орган Дата она повторно обратилась только Дата . В августе 2010 года ей позвонили с УПФР в г.Пензе Пензенской области и сообщили о необходимости явиться и написать заявление. Считала, что сотрудники УПФР должны были своевременно ее уведомить о необходимости подачи заявления после возникновения ее права на пенсию – Дата . Она полагала, что пенсия ей будет назначена с Дата без ее повторного обращения с соответствующим заявлением. Считала, что бездействием сотрудников УПФР в г.Пензе Пензенской области нарушено ее право на пенсионное обеспечение. В судебном заседании затруднилась пояснить какие требования закона нарушили работники УПФР в г. Пензе Пензенской области и в соответствии с какими нормами действующего законодательства они обязаны были ей назначить пенсию без ее обращения с даты возникновения права, либо заблаговременно сообщить о необходимости написать заявление.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск Игошиной М.Н. не признала. Сослалась на пункты 1 и 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которыми трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Первоначально истица обратилась к ним Дата с заявлением о назначении пенсии. В назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии. В протоколе заседания комиссии от Дата указано, что ее право на пенсию наступит Дата при условии соблюдения требований, предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Повторно с заявлением о назначении пенсии Игошина М.Н. обратилась в УПФР Дата . С указанной даты ей назначена пенсия. На сотрудников УПФР в г.Пензе Пензенской области законодателем не возложена обязанность по уведомлению граждан о необходимости подачи заявления о назначении пенсии. Назначение пенсии носит заявительный характер и назначается по заявлению гражданина. По первоначальному заявлению Игошиной М.Н. было принято решение об отказе в назначении пенсии.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, пенсионное дело истицы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено, что Дата Игошина М.Н. обратилась в ГУ - УПФР по Ленинскому району г.Пензы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по п/п 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФР по Ленинскому району г.Пензы от Дата Номер (л.д.6-7) Игошиной М.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии. Указано, что ее право на пенсию наступит Дата при условии соблюдения требований, предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Впоследствии Игошина М.Н. обратилась в УПФР в г.Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии только Дата . С указанной даты Игошина М.Н. является получателем пенсии на основании подп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, что подтверждается материалами учетного дела, а также имеющейся в материалах дела копией пенсионного удостоверения (л.д.8).

Обратившись в суд с настоящим иском, Игошина М.Н. считала, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии с Дата , т.е. с даты возникновения права. Поскольку пенсия ей была назначена лишь Дата , полагала, что ей должны выплатить пенсию за период с Дата по Дата . Данный довод истицы является необоснованным, основан на ошибочном толковании материального права, а именно ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Согласно п. 4 и 4.1 той же статьи трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

4.1. Трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Анализ указанных норм Закона позволяет сделать вывод о том, что срок назначения трудовой пенсии зависит от времени обращения гражданина за указанной пенсией, но не ранее дня возникновения права на нее. Таким образом, назначение трудовой пенсии носит заявительный характер, т.е. назначается со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Исключения из названного правила предусмотрены п.4 и 4.1 приведенной выше статьи Закона.

Свои требования о выплате пенсии за период с Дата по Дата Игошина М.Н. обосновала ст. 23 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Судом при рассмотрении настоящего спора не установлено виновных действий сотрудников УПФР в г. Пензе Пензенской области, нарушивших право истицы на пенсионное обеспечение.

Напротив, согласно решению заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФР по Ленинскому району г.Пензы от Дата Номер истице было разъяснено, что ее право наступит Дата . При этом на указанную дату истица должна была продолжать осуществлять лечебную или иную деятельность по охране здоровья, в противном случае указанное право не наступит. В судебном заседании истица не отрицала того факта, что не предоставляла в пенсионный орган вплоть до Дата сведений, подтверждающих, что с Дата по Дата она продолжала работать в должности врача.

При таком положении оснований для назначения Игошиной М.Н. трудовой пенсии ранее дня обращения за ней, которое имело место Дата , не имеется.

Трудовая пенсия истице, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, назначена Дата , что соответствует нормам действующего законодательства.

При таком положении исковые требования Игошиной М.Н. основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Игошиной М.Н. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии и ее перерасчете отказать.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года.

Судья:                                                                                                  Н.В. Белоглазова