Дело №2-1712/2011 Решение о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.



        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

    при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Узбековой Л.В. к администрации г.Пензы о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

          Истец Узбекова Л.В. обратилась в суд с названным иском, указывая, что Дата она подала в администрацию г. Пензы заявление о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 49 ЖК РФ, ст. 1,8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Пензенской области от 22.12.2005 г. №948-ЗПО «О порядке признании граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Пензенской области», Законом Пензенской области от 12.09.2006 г. №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области». Но ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ч.2 ст. 54 ЖК РФ, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

         Просит суд признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признать за ней право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

          Истец Узбекова Л.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Сарайкина В.Н., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.

           Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица Клейменова Г.Ф. с иском согласилась, пояснила, что её внучка Узбекова Л.В. с 1990 года проживает по адресу Адрес . В 2011 году она решила приватизировать указанную квартиру, внучка Узбекова Л.В. отказалась от участия в приватизации, поскольку у неё еще есть три дочери.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

           Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

              В силу ч.3 ст. 11ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

     2)восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

         В судебном заседании установлено, что Узбекова Л.В. родилась Дата . Решением Первомайского районного суда г. Пензы от Дата родители Узбековой Л.В. – У.В. и У.Г. лишены родительских прав.

          Опекуном над несовершеннолетней Узбековой Л.В. назначена её бабушка Клейменова Г.Ф.

          Согласно постановлению главы администрации Первомайского района г. Пензы Номер от Дата за несовершеннолетней Узбековой Л.В. закреплено право пользования жилым помещением по Адрес где она проживала до назначения опеки.

          Узбекова Л.В. с Дата зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес . Кроме Узбековой Л.В. по указанному адресу зарегистрирована её бабушка Клёменова Г.Ф.

         Дата между Клейменовой Г.Ф. и администраций г. Пензы заключен договор Номер на передачу квартиры в собственность граждан. Данный договор оформлен с согласия члена семьи, отказавшейся от права на участие в приватизации квартиры Узбековой Л.В.

Дата Узбекова Л.В. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата Узбековой Л.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Узбекова Л.В. зарегистрирована по адресу: Адрес , где на общей площади жилого помещения 32,7 кв.м. зарегистрированы два человека.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Узбековой Л.В., Дата года рождения на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Согласно справки МУП «БТИ г.Пензы» от Дата , в электронной базе данных архива МУП «БТИ г.Пензы» сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества Узбековой Л.В. не значится.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании, копией приватизационного дела, а также следующими материалами дела: копией удостоверения Номер от Дата , копией выписки из решения исполнительного комитета Первомайского районного совета народных депутатов г. Пензы Номер от Дата , копией заочного решения Первомайского районного суда г. Пензы от Дата , копией выписки из приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата , копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата , копией справки МУП «БТИ г.Пензы» от Дата

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:

Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.";

     В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.

          Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 г. N 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

            Как установлено в судебном заседании, Узбекова Л.В. с 1990 года проживает по адресу Адрес , имеет в данной квартиры регистрацию по постоянному месту жительства, собственником которой, на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от Дата является её бабушка Клейменова Г.Ф. Узбекова Л.В. добровольно, без принуждения дала согласие на приватизацию указанной квартиры Клейменовой Г.Ф., от участия в приватизации данной квартиры отказалась, о чем ей собственноручно Дата было подписано заявление на имя директора МУП «БТИ г. Пензы».

Согласно пункта 2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

          Частью 2 ст. 54 ЖК РФ, действовавшей к моменту вселения Узбековой Л.В. в квартиру Адрес в г. Пензе, было предусмотрено, что граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателями и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

          Доводов о том, что Узбекова Л.В. по каким-либо основаниям не приобрела равного с Клейменовой Г.Ф. права пользования квартирой, истец не представила.

          Суд учитывает, что несмотря на приватизацию Клейменовой Г.Ф. квартиры Адрес , за Узбековой Л.В., в соответствии с ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ сохраняется равное с собственником право пользования квартирой.

    Кроме того, до приватизации квартиры истица была вселена в жилое помещение как член семьи нанимателя и приобрела право на жилую площадь.

          Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе» на территории города Пензы установлены:

учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

          Общая площадь квартиры Адрес составляет 32,7 кв., что превышает учетную норму в 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, предусмотренного Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4, следовательно, требования истицы необоснованны.

          Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Узбековой Л.В. к администрации г.Пензы о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

          Иск Узбековой Л.В. к администрации г.Пензы о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Пензы, начиная с 5 июня 2011 года.

Судья