Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Карпушина П.Н. к администрации города Пензы о признании незаконным п.2 приказа Номер от Дата заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Карпушин П.Н. обратился в суд с названным иском, указывая, что он находился на полном государственном обеспечении и проживал в ГУЗ «Большеберезниковский дом ребенка специализированный с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» с Дата по Дата С Дата по Дата он являлся воспитанником ГСУСОССЗН «Темниковский дом-интернат для детей с физическими недостатками» и находился на полном государственном обеспечении. В соответствии с постановлением администрации Октябрьского района г. Саранска его опекуном была назначена Ц.Р. С момента установления опеки и по настоящее время он проживает с опекуном. Поскольку он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, собственного и закрепленного жилья не имеет, он обратился в администрацию г. Пенза с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с приказом от Дата Номер п ему отказано в принятии его на учет в связи с тем, что в квартире опекуна, в которой он проживает, зарегистрированы 3 человека на общей площади 69,8 кв.м. С отказом он не согласен, поскольку проживает в квартире, принадлежащей опекуну на праве собственности, своего и закрепленного жилья не имею.
Просил признать недействительным п. 2 приказа Номер п от Дата заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обязать администрацию г. Пензы поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец Карпушин П.Н. в судебное заседание не явился.
Представитель истца Годжало А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд признать недействительным п.2 приказа Номер п от Дата заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа Карпушину П.Н. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать администрацию г. Пензы предоставить Карпушину П.Н. жилое помещение. В обоснование ссылался на доводы изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Сарайкина В.Н., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, Министерства образования и науки Пензенской области в судебное заседание не явились.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ч.3 ст. 11ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2)восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении Карпушин П.Н. родился Дата . Его мать К.Т. умерла Дата , сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Карпушин П.Н. с Дата по Дата проживал в ГУЗ «Большеберезовский дом ребенка специализированный с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики», в связи с достижением четырехлетнего возраста Дата выбыл в Темниковский детский дом-интернат, где находился по Дата год.
Постановлением администрации Октябрьского района г. Саранская Номер от Дата опекуном над несовершеннолетним племянником Карпушиным П.Н. назначена Ц.Р.
В настоящее время Карпушин П.Н. проживает по адресу: Адрес , в квартире, принадлежащей на праве собственности Ц.Р.
В соответствии со справкой ГСУСОССЗН «Темниковский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» от Дата , согласно данным домовой книги Темниковского детского дома-интерната, Карпушин П.Н., с Дата был зарегистрирован по адресу: Адрес и снят с регистрационного учета Дата Адрес выбытия Адрес к тете Ц.Р.
Согласно справке Управления образования администрации городского округа Саранск от Дата , Карпушин П.Н. собственного и закрепленного жилья не имеет.
Согласно представленным сообщениям Управления Росреестра по Пензенской области и ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Карпухин П.Н. недвижимого имущества зарегистрированного в г. Пензе и Пензенской области не имеет.
Карпушин П.Н. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата Карпушину П.Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Карпушин П.Н. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Адрес , где на общей площади жилого помещения 69,8 кв.м. зарегистрированы 3 человека.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалом учетного дела, обозреваемых в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении, копией свидетельства о смерти, копией постановления администрации Октябрьского района г. Саранска Номер от Дата , копией договора купли-продажи квартиры от Дата , копией свидетельства о государственной регистрации права от Дата , копией сообщения Управления Росреестра по Пензенской области от Дата Номер , копией справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Дата Номер , копией справки ГУЗ «Большеберезовский дом ребенка специализированный с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики» Номер от Дата , копией справки ГСУСОССЗН «Темниковский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» от Дата Номер , копией справки Управления образования администрации городского округа Саранск от Дата Номер , копией выписки из Приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:
Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":
1) приобретение жилых помещений;
2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;
3) заключение договора социального найма.";
В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.
Учитывая, что Карпушин П.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с 1989 г. воспитывался в детском доме, находился на полном государственном обеспечении, с 1993 года и по настоящее время зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: Адрес , членом семьи собственника данной квартиры Ц.Р. не является, другого жилого помещения по договору социального найма, либо в собственности не имеет, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу о том, что Карпушину П.Н. неправомерно было отказано администрацией г. Пензы в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 51 ГК РФ он является нуждающимся в жилом помещении, и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Следовательно, в случае отказа Карпушину П.Н. в удовлетворении иска, будет нарушено его конституционное право на жилище, что является недопустимым.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Карпушин П.Н. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Карпушина П.Н. удовлетворить.
Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы от Дата Номер п в части отказа Карпушину П.Н. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Обязать администрацию г. Пензы предоставить Карпушину Петру Николаевичу благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.
Судья