Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Саламановой З.С. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа Номер п от Дата заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Саламанова З.С. обратилась в суд с названным иском, указывая, что она Дата года рождения, зарегистрирована по адресу: Адрес . Ранее воспитывалась под опекой М.Л. на основании постановления главы местного самоуправления Адрес от Дата Номер «Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Саламановой З.С. и назначении денежных средств на ее содержание». Её мать М.С. умерла Дата . Её отец С.С. решением Белинского районного суда Пензенской области от Дата признан безвестно отсутствующим. Право на жилую площадь данным постановлением за ней не закреплялось. После окончания школы в 2004 году она уехала в город Пензу, где поступила учиться в учреждение среднего профессионального образования Пензенский торгово-экономический колледж на полное государственное обеспечение, проживала в общежитии по адресу: Адрес . В июне 2006 года закончила обучение. Работала в городе Пензе в магазине «Магнит» продавцом, проживала на съемных квартирах. В 2011 году уехала в г. Москву, где и работаю в настоящее время. Собственного жилья она не имеет. Считает, что как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть поставленной на учет в качестве нуждающейся и на получение жилого помещения (квартиры) по договору социального найма.
Просила суд обязать администрацию г. Пензы поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в г. Пензе и предоставить ей жилое помещение.
Истец Саламанова З.С. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Ермолаева Т.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным приказ Номер п от Дата заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа Саламановой З.С. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать администрацию г. Пензы предоставить Саламановой З.С. жилое помещение. В обоснование ссылалась на доводы изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Сарайкина В.Н., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, Министерства образования и науки Пензенской области в судебное заседание не явились.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ч.3 ст. 11ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2)восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении Саламанова З.С. родилась Дата . Её мать М.С. умерла Дата Отец С.С. решением Белинского районного суда Пензенской области от Дата признан безвестно отсутствующим.
Постановлением главы местного самоуправления Поимского сельсовета Адрес Номер от Дата , попечителем несовершеннолетней Саламановой З.С. назначена М.Л.
С 2004 года по 2006 год проходила обучение в ГОУ среднего профессионального образования «Пензенский торгово-экономический техникум».
До Дата Саламанова З.С. была зарегистрирована по адресу: Адрес . В настоящее время Саламанова З.С. зарегистрирована по адресу: Адрес 100, в квартире, принадлежащей на праве собственности Е.Т. Работает и проживает в Адрес .
Согласно справке администрации Поимского сельсовета Адрес от Дата , Саламанова З.С. на территории Поимского сельсовета недвижимого имущества не имеет.
Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Номер от Дата Белинского производственного участка Каменского отделения, в архиве Белинского производственного участка Каменского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» жилого дома и приватизированной квартиры за Саламановой З.С. не зарегистрировано.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата , выданным Белинским отделом Управления Росреестра по Пензенской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права отсутствует информация о правах Саламановой З.С., Дата на объекты недвижимого имущества.
Дата Саламанова З.С. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата Саламановой З.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан. Зарегистрирована по адресу: Адрес .
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалом учетного дела, обозреваемых в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении, копией паспорта, копией свидетельства о смерти, копией решения Белинского районного суда Пензенской области от Дата , копией диплома об окончании ГОУ среднего профессионального образования «Пензенский торгово-экономический техникум», копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата , копией справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Номер от Дата Белинского производственного участка Каменского отделения, копией справки администрации Поимского сельсовета Адрес от Дата , копией приказа заместителя главы администрации Адрес по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:
Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":
приобретение жилых помещений;
2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;
3) заключение договора социального найма.";
В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.
Учитывая, что Саламанова З.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время зарегистрирована в квартире по адресу: Адрес , членом семьи собственника данной квартиры Е.Т. не является, другого жилого помещения по договору социального найма, либо в собственности не имеет, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу о том, что Саламановой З.С. неправомерно было отказано администрацией г. Пензы в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 51 ГК РФ она является нуждающейся в жилом помещении, и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Следовательно, в случае отказа Саламановой З.С. в удовлетворении иска, будет нарушено её конституционное право на жилище, что является недопустимым.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Саламановой З.С. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Саламановой З.С. удовлетворить.
Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы от Дата Номер п в части отказа Саламановой З.С. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Обязать администрацию г. Пензы предоставить Саламановой З.С. благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.
Судья