Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Богатова О.В.,
при секретаре Ледяевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Тютюнькиной Е.В. к администрации г. Пензы о признании незаконным приказа заместителя Главы администрации г. Пензы от Дата Номер в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, понуждении к постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Тютюнькина Е.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что она осталась без попечения родителей – решением Данные изъяты суда Данные изъяты от Дата её одинокая мать К.И. лишена родительских прав. Воспитывалась она под опекой бабушки П.Р. на основании решения исполнительного комитета Данные изъяты совета народных депутатов Данные изъяты от Дата Номер «О назначении опеки над несовершеннолетними и направлении в учреждение общественного питания». Затем, после смерти П.Р. она воспитывалась под опекой Д.В. Жилое помещение за ней не закреплялось, своего жилья не имеется. В Дата она обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако постановлением Главы администрации Адрес от Дата Номер ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В Дата в доме, где она проживает, произошел пожар, денежных средств для восстановления жилого помещения у неё не имеется. В это время она была беременна и находилась в родильном доме. С Дата она родила дочь Т.Э. Оставлять грудного ребенка ей было не с кем, в связи с чем, она повторно обратилась в администрацию г. Пензы по вопросу постановки её на учет только в Дата . Однако, в постановке на учет ей снова было отказано по причине того, что на момент обращения ей исполнилось 25 лет. С данным отказом она не согласна, т.к. впервые она обратилась в администрацию г. Пензы в Дата .
Просила суд обязать администрацию г. Пензы поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить ей жилое помещение (квартиру).
В судебном заседании истица Тютюнькина Е.В. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию г. Пензы поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на состав семьи один человек.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Кочетова С.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что истица Тютюнькина (Кузина) Е.В. родилась Дата (л.д.5,6).
Дата истица заключила брак с Т.А., после чего ей присвоена фамилия Тютюнькина. Дата у супругов Т родилась дочь Т.Э.(л.д.15).
Мать истицы - К.И. лишена родительских прав в отношении дочери К.Е. на основании решения Данные изъяты суда гДанные изъяты от Дата (л.д.7).
С Дата истица зарегистрирована в квартире по адресу: Адрес площадью Данные изъяты кв.м.
В соответствии с решением Данные изъяты света народных депутатов Данные изъяты от Дата Номер опекуном несовершеннолетней Кузиной Е.В. назначена её бабушка П.Р. (л.д.10).
Затем, после смерти П.Р., в соответствии с постановлением администрации Адрес от Дата Номер опекуном над Кузиной Е.В. назначена Д.В. (л.д.9).
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер от Дата , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Тютюнькиной Е.В., Дата года рождения, не зарегистрированы (л.д.14).
В связи с этим, истица обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением Главы администрации г. Пензы от Дата Номер Тютюнькиной Е.В. отказано в постановке на учет, поскольку зарегистрирована в квартире по адресу: Адрес , где на площади Данные изъяты кв.м. зарегистрировано Данные изъяты человека. В связи с чем, общая площадь жилого помещения больше учетной нормы, установленной в г. Пензе (ст.54 ЖК РФ) (л.д.11).
Дата в квартире по месту регистрации истицы по адресу: Адрес произошел пожар, в результате которого огнем было повреждено домашнее имущество, отделка комнат, крыша дома (л.д.16). В связи с этим, с Дата Тютюнькина Е.В. с семьей (супруг, дочь) проживает в квартире по адресу: Адрес по договору аренды.
После произошедшего пожара, Тютюнькина Е.В. Дата повторно обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании постановления заместителя Главы администрации г. Пензы от Дата Номер п Тютюнькиной Е.В. отказано в постановке на учет со ссылкой на ч.2 ст.54 ЖК РФ – в связи с достижением 25-ти летнего возраста (л.д.12).
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами гражданского дела, а также пояснениями лиц, участвующих в деле.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:
Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":
1) приобретение жилых помещений;
2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;
3) заключение договора социального найма.";
В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение по адресу: г. Пенза ул.Индустриальная, 32-2, где зарегистрирована истица, повреждено пожаром, произошедшим 16.01.2009 года, и непригодно для проживания.
Учитывая, что Тютюнькина Е.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с Дата воспитывалась под опекой, закрепленного за ней жилого помещения пригодного для проживания не имеет, суд приходит к выводу о том, что администрацией г. Пензы неправомерно отказано Тютюнькиной Е.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и в соответствии со ст. 51 ГК РФ она является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Учитывая изложенное, Тютюнькина Е.В. в соответствии со ст. 57 ЖК РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, следовательно, в случае отказа Тютюнькиной Е.В. в удовлетворении иска, будет нарушено её конституционное право на жилище, что является недопустимым.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Тютюнькиной Е.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Тютюнькиной Е.В. удовлетворить.
Признать недействительным приказ заместителя Главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части отказа Тютюнькиной Е.В. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Обязать администрацию г. Пензы поставить Тютюнькину Е.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать администрацию г. Пензы предоставить Тютюнькиной Е.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья О.В. Богатов