Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.
при секретаре Бакановой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2011 года гражданское дело по иску Никитиной И.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Никитина И.А. обратилась в суд с названным иском, указав, что Дата за Номер УПФ РФ по г. Пензе и Пензенской области вынес решение, согласно которому ей было отказано в назначении и выплате льготной пенсии по старости. В обосновании принятого решения указано на недостаточность трудового стажа на соответствующих видах работ. В трудовой стаж не были засчитаны периоды ее работы с Дата по Дата в качестве медицинской сестры милосердия П.; с Дата . по Дата в должности участковой медицинской сестры стационарно-поликлинического ТМО «Ф.; с Дата по Дата в должности палатной медицинской сестры П. с Дата по Дата в должности медицинской сестры в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан в пожилого возраста и инвалидов Номер МУ «К., с Дата по Дата нахождение на курсах повышения квалификации, так как согласно Списков должностей и учреждений вышеуказанные учреждения и должности не поименованы. Считала данный отказ незаконным.
На основании изложенного просила суд: 1) признать недействительным решение УПФР РФ по г. Пензе и Пензенской области об отказе в назначении льготной пенсии по старости, 2) включить в льготный период, дающий право для назначении льготной пенсии по старости периоды ее работы с Дата по16.06.1993 г.в должности медицинской сестры милосердия П.; с Дата по Дата в должности участковой медицинской сестры стационарно-поликлинического отделения ТМО «Ф.»; c Дата по Дата в должности палатной медицинской сестры П. с Дата по Дата в должности медицинской сестры в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Номер МУ « К. 3) обязать УПФ РФ по г. Пензе Пензенской области назначить ей льготную пенсию по старости в соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании Никитина И.А. исковые требования уточнила, просила суд: 1) Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, 2) Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды ее работы с Дата по16.06.1993 г. в должности медицинской сестры милосердия П., с Дата по Дата в должности участковой медицинской сестры стационарно-поликлинического отделения ТМО «Ф.», c Дата по Дата в должности палатной медицинской сестры П. с Дата по Дата в должности медицинской сестры в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Номер МУ «К., курсы повышения квалификации с Дата по Дата .
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Линина К.И., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Никитина И.А. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Номер от Дата ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.
Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж Никитиной И.А. периоды ее работы с Дата по Дата в должности медицинской сестры милосердия П., с Дата по Дата в должности участковой медицинской сестры стационарно-поликлинического отделения ТМО «Ф.», c Дата по Дата в должности палатной медицинской сестры П. с Дата по Дата в должности медицинской сестры в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Номер МУ «К., включая курсы повышения квалификации с Дата по Дата , по тем основаниям, что такие должности и учреждения не предусмотрены законодательством для включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно Положению о службе милосердия, служба милосердия Российского Общества Красного Креста, региональных организаций Российского Общества Красного Креста и местных организаций Российского Общества Красного Креста - структурное подразделение Российского Общества Красного Креста, региональных организаций Российского Общества Красного Креста (являющихся юридическими лицами) и местных организаций Российского Общества Красного Креста (являющихся юридическими лицами), организуемое для оказания медицинской помощи, ухода, социально-бытового обслуживания одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, ветеранов войны и труда и некоторых других социально незащищенных категорий населения на территории Российской Федерации (включая территорию любого из субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), повышения квалификации медицинских сестер милосердия и проведения образовательных программ среди населения.
Предметом деятельности Службы милосердия РОКК является: работа по выявлению категорий населения, нуждающихся в медицинской помощи и социально-бытовом обслуживании на дому; разработка и осуществление комплексных мероприятий по оказанию медицинской помощи социально незащищенным категориям населения и их бытовому обслуживанию; разработка и осуществление профилактических и образовательных программ и др.
Задачами службы милосердия, в числе прочих, является обеспечение выполнения медицинских назначений врача и осуществление надомного ухода за больными.
В период работы Никитиной И.А. в должности медицинской сестры милосердия П. действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с абз. 2 п. 3 и п. 4 данного Положения работа по специальности в системе обществ Красного Креста подлежала зачету в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на пенсию за выслугу лет.
Принимая во внимание, что нормы названного Положения действовали до 01 октября 1993 года, то есть регулировали вопросы пенсионного обеспечения медицинских работников в спорный период, а также исходя из того, что Никитина И.А. согласно ее трудовой книжке Дата была принята на штатную должность медсестры милосердия П., имеет не менее 2/3 медицинского стажа в учреждениях здравоохранения (т.е. более 20 лет), и работая в указанной должности, не могла предполагать, что впоследствии законодателем данный период работы будет исключен из стажа лечебной деятельности, суд с учетом вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ считает, что период работы истицы в должности медицинской сестры милосердия П. с Дата по Дата подлежит включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена Щ.С., работавшая с истицей в спорный период в П., которая суду показала, что знакома с Никитиной И.А. с 1990 г., когда последняя пришла к ним работать в К., она работала при Горбольнице Номер . Истица осуществляла перевязки больным, делала инъекции, исполняла другие назначения врача, т.е. исполняла обязанности, аналогичные обязанностям участковой медсестры.
Свидетель П.Л. также показала, что работала вместе с истицей в К.. Истица работала в данном учреждении с 1990 г., проработала там три года. Никитина И.А. фактически работала участковой медсестрой, исполняла все назначения, сделанные врачом.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелем факты, поскольку его показания последовательны, в исходе дела указанное лицо не заинтересовано. Кроме того, показания свидетеля подтверждаются копией его трудовой книжки, приобщенной к материалам дела.
На основании изложенного суд считает необходимым включить в специальный стаж работы истицы период ее работы в должности медицинской сестры милосердия П. с Дата по Дата в календарном исчислении.
В соответствии со Списком учреждений и должностей, утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.02 года, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии включается работа в должности медицинской сестры палатной противотуберкулезного диспансера (п.15 раздела « Наименование учреждений).
В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Период работы истицы в ТМО «Ф.» с Дата по Дата в должности участковой медсестры стационарно-поликлинического отделения подлежит включению в специальный стаж истицы исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что ТМО "Ф." являлось противотуберкулезным учреждением, которое имело различные наименования с момента создания в связи с проводимыми организационными мероприятиями. Так, в 1988 году на базе трех терапевтических отделений было создано туберкулезно-диагностическое отделение с целью лечения больных туберкулезом и улучшения качества диагностического обследования.
Как следует из копии Устава ТМО «Ф.», утвержденного в 1994 г., Территориальное медицинское объединение «Фтизиатрия» является государственным учреждением здравоохранения. Основной целью ТМО является улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу: снижение заболеваемости туберкулезом населения области, а также предупреждение инфицированности. Согласно п.2.2 Устава, ТМО в соответствии со своими задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет: профилактическую, лечебно - диагностическую и реабилитационную помощь населению и т.п. Областной противотуберкулезный диспансер является головным учреждением ТМО и осуществляет функции вышестоящего органа управления по отношению к филиалам и подразделениям, входящим в его состав (п.2.5).
В соответствии с постановлением Пензенского Областного Совета народных депутатов от Дата Номер и приказа Отдела здравоохранения от Дата Номер Пензенская противотуберкулезная служба была реорганизована в территориальное объединение "Ф.", в состав которой вошли все имеющиеся в области противотуберкулезные учреждения. На основании приказа Минздрава России от Дата Номер и приказа Минздрава Пензенской области от Дата Номер ТМО «Ф.» переименовано в ГУЗ «П.», который преобразован в ГУЗ «О.» на основании Постановления Правительства Пензенской области от Дата Номер -пП.
Кроме того, спорный период работы истицы приходится на действие Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (действовавшим до 01 ноября 1999 года), которым устанавливалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Поскольку ТМО "Фтизиатрия" являлось лечебно-профилактическим учреждением, занимающимся оказанием медицинской помощи больным туберкулезом, и объединяющим противотуберкулезные медицинские учреждения области, в одном из которых работала истица, работа в данном учреждении подлежит включению в стаж в соответствии с вышеназванными нормативными актами.
При этом, суд учитывает, что изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала истица в указанный период, не повлекло изменение его медицинского профиля, а обязанности, выполняемые Никитиной И.А. остались неизменными и были связаны с осуществлением деятельности по охране здоровья граждан.
Согласно трудовой книжки истцы Дата она принята на должность палатной медсестры 2 отделения ТМО «Н.».
Приказом Управления здравоохранения от Дата Номер путем реорганизации (слияния) областной психиатрической больницы и территориального медицинского объединения «Н.» было создано областное объединение «П.». Данный приказ был принят в развитие Постановления Правительства РФ № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощи и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами», приказа МЗ РФ № 256 «Об организации отделений (палат) неотложной наркологической помощи», в целях совершенствования психонаркологической службы области, концентрации средств и кадровых ресурсов, по согласованию с МЗ и МП РФ и во исполнение постановления областной администрации Номер от Дата .
Во исполнение Постановления Губернатора – Председателя Правительства Пензенской области от Дата Номер , Приказа начальника Управления здравоохранения от Дата Номер , в целях приведения в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения названия областного объединения «П.» и в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от Дата Номер , Приказом главного врача Областного объединения «П.» от Дата Номер Областное объединение «П.» было переименовано в областное территориальное медицинское объединение «П.» с Дата .
Приказом Министерства здравоохранения Пензенской области от Дата Номер территориальное медицинское объединение П. было переименовано в государственное учреждение здравоохранения О.
Поскольку ТМО "Н." являлось лечебно-профилактическим учреждением, занимающимся оказанием медицинской помощи больным алкоголизмом и наркоманией, в котором работала истица, работа в данном учреждении подлежит включению в стаж в соответствии с вышеназванными нормативными актами.
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала истица в спорные периоды времени, не повлекло изменение его медицинского профиля, а обязанности, выполняемые Никитиной И.А. остались неизменными и были связаны с осуществлением деятельности по охране здоровья граждан.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрена должность медицинской сестры и учреждения – центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований).
В судебном заседании установлено, что в период с Дата по Дата Никитина И.А. работала в должности медсестры в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Номер МУ «К..
Согласно имеющихся в материалах дела штатных расписаний за спорный период (с 1995 по 2011 г.г.) на базе Муниципального учреждения «К.» существовало специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Номер , в котором предусмотрена должность медсестры.
В соответствии с Уставом МУ «К.», утвержденным приказом начальника Социального управления г.Пензы от Дата , данный Центр является некоммерческой организацией и создается для оказания социальной помощи семье и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального, а так же психологического статуса. Учредителем Центра является администрация города Пензы. Общееруководство, координацию и контроль за работой Центра осуществляетСоциальное управление города Пензы.
Согласно Уставу специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов выполняет следующие задачи: оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому; наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений у них хронических заболеваний.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена должность обезличена специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Номер МУ «К. – К.Е., которая суду показала, что работает в Центре с 1999 г. Отделение, в котором она работает вместе с истицей, является отделением для тяжело больного населения, которые не могут самостоятельно выходить из дома. В должностные обязанности Никитиной И.А. входят: доврачебный осмотр больного, перевязка, забор анализов, введение инъекций по назначению врача, очистительные клизмы, промывание катетеров, их установка и др.
Свидетель З.Е. суду показала, что знакома с истицей с 1997 г., вместе работают в должностям медсестер в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Номер МУ «К.. В должностные обязанности Никитиной И.А. входят – оказание доврачебной помощи, перевязка больных, инъекции, клизмы, выполнение иных назначений врача. Их отделение обслуживает тяжело больное население по месту их жительства.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелями обстоятельства, поскольку их показания последовательны, в исходе дела указанные лица не заинтересованы. Кроме того, показания свидетелей подтверждаются записями в их трудовых книжках, копии которых приобщены к материалам дела.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, суд считает, что период работы Никитиной И.А. в должности медсестры в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Номер МУ «Комплексный К. с Дата по Дата подлежит включению в ее специальный стаж в календарном исчислении.
При этом, суд учитывает, что формальное несоответствие наименования учреждения здравоохранения, где работала истица, со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации права Никитиной И.А. на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную лечебную деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.
При этом, как следует из материалов дела истица с Дата по Дата находилась на курсах повышения квалификации.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно материалам пенсионного дела Никитина И.А. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Принимая во внимание, что на дату Дата стаж Никитиной И.А. с учетом спорных периодов, составил 30 лет, суд считает необходимым назначить ей пенсию с указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Никитиной И.А. удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Никитиной И.А. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Никитиной И.А. досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды ее работы с Дата по16.06.1993 г. в должности медицинской сестры милосердия П., с Дата по Дата в должности участковой медицинской сестры стационарно поликлинического отделения ТМО «Ф.», c Дата по Дата в должности палатной медицинской сестры Пензенской Наркологической больницы ТМО «Н.», с Дата по Дата в должности медицинской сестры в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МУ «К., курсы повышения квалификации с Дата по Дата .
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011.
Судья: Н.В. Белоглазова