Дело №2-1710/2011 Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Калугина А.Н. к администрации г.Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения,

                                                      У С Т А Н О В И Л:

             Истец Калугин А.Н. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он, Дата года рождения, является бывшим воспитанником детского дома, до 1994 г. воспитывался в Лопуховском детском доме, с Дата по Дата - в Неверкинской спецшколе, затем обучался в ПУ Номер г. Пензы. Его мама К.Л. умерла Дата , отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. При направлении в детский дом за ним не было закреплено жилое помещение. В настоящее время он зарегистрирован и проживаю в общежитии по Адрес , где занимает койко-место в комнате общей площадью 13,52 кв.м., никакого недвижимого имущества на праве собственности он не имеет. Является инвалидом с детства 3 группы, инвалидность установлена бессрочно. Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер п он принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 1 человек и поставлен на учет в общий список под учетным Номер . Дата в Департамент градостроительства Пензенской области им было подано заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лицу, относящемуся к категории детей, имеющих право на льготы, установленные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако, до настоящего времени ответа на данное заявление им не получено, что расценивается как отказ в предоставлении ему жилого помещения вне очереди.

             В судебном заседании истец Калугин А.Н. не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, подержал на исковых требованиях.

          Представитель истца Селиванова И.А., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, в обоснование ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

             Представитель ответчика администрации г.Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска.

     Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц – Министерства образования и науки Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явились.

            Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

                В судебном заседании установлено, что Калугин А.Н., Дата года рождения, до 1994 года являлся воспитанником Л детского дома, с 30.-8.1994 г. по Дата в школе-интернате для детей – сирот Адрес .

               Мать Калугина А.Н. умерла Дата , отец К.Н. записан со слов матери.

               В настоящее время Калугин А.Н. зарегистрирован по адресу: Адрес

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер от Дата , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Калугина А.Н., Дата года рождения, не зарегистрированы.

Согласно справки МУП «БТИ г.Пензы» от Дата , в электронной базе данных архива МУП «БТИ г.Пензы» сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества Калугину А.Н. не значится.

    Также установлено, что Дата Калугин А.Н. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата Калугин А.Н. зарегистрированный по адресу: Адрес , общежитие, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях граждан.

Согласно сообщению отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы Номер от Дата , Калугин А.Н. с составом семьи один человек поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, его учетный номер 6360, по списку граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья Номер -.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении, копией паспорта, копией свидетельства о смерти, копией путевки Номер от Дата , копией справки школы-интерната села Неверкино Номер от Дата , копией выписки из домовой книги от Дата , копией лицевого счета от Дата , копией выписки из приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата , копией сообщения отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы Номер от Дата , копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер от Дата , копией справки МУП «БТИ г.Пензы» от Дата

В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Преамбулой ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.Ж ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:

Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.";

     В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.

         Учитывая вышеизложенное и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Калугина А.Н. не обоснованы по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Таким образом, из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими вышеуказанного возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию г.Пензы с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Как установлено в судебном заседании Калугин А.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей, и в настоящее время зарегистрирован в общежитии по адресу: Адрес В собственности, либо по договору социального найма жилья не имеет.

Дата Калугин А.Н. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и в соответствии с приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан.

При этом, как установлено в судебном заседании, Калугин А.Н. (26 лет), в установленный законом срок, то есть до достижения им 23 лет, с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как лицо оставшееся без попечения родителей, либо о внеочередном предоставлении жилого помещения не обращался, что не отрицалось представителем истца в ходе судебного заседания.

Также в судебном заседании установлено, что Калугин А.Н. является инвалидом с детства третьей группы.

Согласно со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 утвержден перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Согласно сообщениям ГУЗ «ОПБ им К.Р. Евграфова», заболевание Калугина А.Н. не входит в перечень заболеваний, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире на основании Постановления Правительства РФ от 16.06.2006г. №378.

Таким образом, суд, исследованные собранные по делу доказательству, приходит к выводу о том, что у Калугина А.Н. в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на основании ст. 57 ЖК РФ, поскольку не является лицом, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

При таких обстоятельствах суд находит требования Калугина А.Н. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

          Иск Калугина А.Н. к администрации г.Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200