Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Маслова А.С. к администрации г.Пензы о признании права на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения, понуждении к предоставлению жилого помещения, иску Трипольского Константина Александровича к администрации г.Пензы, Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о защите жилищного права, понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Маслов А.С. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он, Дата года рождения, являлся воспитанником Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома Адрес с Дата по Дата С Дата по Дата он находился на полном государственном обеспечении, жил и был прописан в детском доме, находящимся по адресу: Адрес . В 1998 году после поступления в ПТУ Номер г. Пензы его поселили и прописали в общежитие по Адрес в г. Пензе. После окончания ПТУ, Дата его переселили в общежитие по Адрес , откуда он был призван в Вооруженные силы РФ. В мае 2004 г. он был демобилизован и проживал в этом же общежитии. Дата по контракту пошел служить в 42 Дивизию на Кавказе, где во время прохождения службы получил контузию и Дата вернулся в г. Пензу в это же общежитие, где постоянно проживал до 2008г. Так как после контузии ему нужен был покой, а в комнате Номер , в которой он проживал, постоянно менялись жильцы и было шумно, он вынужден был периодически уезжать в деревню к бабушке, но вещи его оставались в комнате и он оплачивал коммунальные услуги. В ноябре 2009 г. он пришел в общежитие в комнату Номер . где ему сообщили, что комната Номер приватизирована и вещи его выкинуты. Он обратился в ООО «У», но ему отказали во вселении в общежитие в связи с тем, что оно было передано городу и по вопросу предоставления необходимо обратиться в администрацию г. Пензы. Дата он обратился в администрацию г. Пензы с вопросом о предоставлении ему жилого помещения. Дата ему и Трипольскому К.А. предоставили место в общежитии по адресу Адрес , общ. Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер он был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан. В настоящее время его учетный Номер по списку граждан, имеющих право на очередное получение жилья. Собственного жилья он не имеет.
Просит суд признать за ним право на внеочередное предоставление по договору социального найма изолированного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию г. Пензы предоставить ему в черте г. Пенза Пензенской области отдельное изолированное жилое помещение, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, не ниже установленной социальной нормы как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец Трипольский К.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он с 1992 года по 1994 год обучался в ПТУНомер г. Пензы, по имеющимся там документам знает, что он сирота, находившийся на полном государственном обеспечении. Проживал он и был зарегистрирован по месту жительства в общежитии этого училища. После окончания училища он работал в ЗАО « С» и проживал в общежитии по адресу Адрес В. В тот период времени он обращался в администрацию г. Пензы по вопросу урегулирования его жилищных проблем, но ни у него, ни в администрации Адрес письменных подтверждений этого не сохранилось. В период с 1996 по 1999 г. находится в местах лишения свободы по приговору суда. Администрация Адрес предоставила ему койко-место в общежитии по адресу Адрес . В связи с приватизацией жилых помещений в этом доме ему по мировому соглашению от Дата администрация г. Пензы обязалась предоставить ему другое койко- место - в общежитии по Адрес . По взаимному соглашению во исполнение условий этого соглашения ему представили койко-место в общежитии по адресу Адрес . В июне 2010 года приказом Номер от Дата его приняли на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек. Он был уверен, что его поставили на учёт как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, то есть лицо, нуждающееся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Он не знает кто его родители, в ПТУ-Номер имелись соответствующие документы, но как видно из справки от Дата , они не сохранились.
Просит суд обязать администрацию г. Пензы принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, по списку граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, как ребенка, оставшегося без попечения родителей со дня поступления заявления на предоставление жилья, обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить ему жилое помещение на состав семьи один человек, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Определением Ленинского районного суда от 26 апреля 2011 года гражданские дела по иску Маслова А.С. и Трипольского К.А. объединены в одно производство.
В судебном заседании истец Маслов А.С. поддержал исковые требования, в обоснование ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. При этом дополнил, что ранее в администрацию г.Пензы, либо в администрацию района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке не обращался.
Истец Трипольский К.А. поддержал исковые требования, в обоснование ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. При этом дополнил, что ранее в администрацию г.Пензы, либо в администрацию района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке не обращался.
Представитель ответчика администрации г.Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Громкова К.В., действующая на основании доверенности, полагала рассмотрение дела на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Маслов А.С., Дата года рождения, являлся воспитанником государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома Адрес с Дата по Дата год.
В настоящее время Маслов А.С. зарегистрирован по адресу: Адрес , общежитие.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер от Дата , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Маслова А.С., Дата года рождения, не зарегистрированы.
Согласно справки ФГУ «Ростехинвентаризая – Федеральное БТИ» Номер от Дата , по данным электронного архива Маслов А.С. недвижимого имущества, зарегистрированного в Пензенском отделении Пензенского филиала ФГУ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не имеет.
Также установлено, что Дата Маслов А.С. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Маслов А.С. зарегистрированный по адресу: Адрес , общежитие, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Согласно сообщению Отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы от Дата , учетный номер Маслова А.С. - Номер , по списку граждан, имеющих право на очередное получение жилья.
Также в судебном заседании установлено, что Трипольский К.А., Дата года рождения, зарегистрирован по адресу: Адрес
В соответствии со справкой ГОУ НПО ПУ Номер от Дата , Трипольский К.А. с Дата по Дата обучался в ПТУ Номер . Личное дело Триполького К.А. не сохранилось в связи со стихийным бедствием.
В справке выданной директором ПТУ Номер в 1994 г. призывнику Триполькому К.А., указывается, что по имеющимся документам он является сиротой.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер от Дата , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Триполького К.А., Дата года рождения, не зарегистрированы.
Также установлено, что Дата Трипольский К.А. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Трипольский К.А. зарегистрированный по адресу: Адрес , общежитие, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях граждан.
Согласно сообщения Отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы от Дата , учетный номер Маслова А.С. - Номер по списку граждан, имеющих право на очередное получение жилья.
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами учетных дел, обозреваемых в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией решения Городищенского районного суда Пензенской области от Дата , копией справки ГБОУ детского дома г. Городище Пензенской области от Дата , копией паспорта Маслова А.С., копией лицевого счета от Дата , выпиской из домовой книги от Дата , справкой «Генеральной управляющей компании от Дата , копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер от Дата , копией справки ФГУ «Ростехинвентаризая – Федеральное БТИ» Номер от Дата , копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер от Дата , копией справки ГОУ НПО ПУ Номер от Дата , копией справки ГОУ НПО ПУ Номер от 1994 г., копией приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата , копией сообщения Отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы от Дата
В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Преамбулой ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.Ж ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:
Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":
1) приобретение жилых помещений;
2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;
3) заключение договора социального найма.";
В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.
Учитывая вышеизложенное и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Маслова А.С. и Триполького К.А. не обоснованы по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими вышеуказанного возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в администрацию г.Пензы с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Как установлено в судебном заседании Маслов А.С. и Трипольский К.А. являются лицами, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время зарегистрированы в общежитии по адресу: Адрес В собственности, либо по договору социального найма жилья не имеют.
Дата Маслов А.С. и Трипольский К.А. обратились в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и в соответствии с приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан.
При этом, как установлено в судебном заседании, Маслов А.С. (27 лет) и Трипольский К.А. (33 года), в установленный законом срок, то есть до достижения ими 23 лет, с заявлением о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как лиц оставшиеся без попечения родителей, либо о внеочередном предоставлении жилого помещения не обращались, что не отрицалось ими в ходе судебного заседания, в связи с чем, суд считает, что у Маслова А.С. и Триполького К.А. в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Маслова А.С. к администрации г.Пензы о признании права на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения, понуждении к предоставлению жилого помещения, иску Трипольского К.А. к администрации г.Пензы, Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о защите жилищного права, понуждении к предоставлению жилого помещения не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Маслова А.С. к администрации г.Пензы о признании права на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения, понуждении к предоставлению жилого помещения, иск Трипольского К.А. к администрации г.Пензы, Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о защите жилищного права, понуждении к предоставлению жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Пензы, начиная с 25 мая 2011 года.
Судья