Дело № 2-2784/11 Решение о признании права на получение удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Мартыновой Е.А.

при секретаре Кругловой Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковайкина Г.Г. и Ковайкиной Л.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и понуждении к выдаче такого удостоверения,

У С Т А Н О В И Л :

     Ковайкин Г.Г. и Ковакина Л.А. обратились в суд с названным иском, указав, что они проживали в Адрес в период проведения ядерных испытаний. Так, Ковайкин Г.Г. проживал в данной местности с Дата по Дата , а Ковайкина Л.А. – с Дата по Дата . В результате чего они получили суммарную эффективную дозу облучения более 25 сЗв (бэр): Ковайкин Г.Г. – Данные изъяты сЗв (бэр), Ковайкина Л.А. – Данные изъяты сЗв (бэр), что подтверждается справками, выданными Данные изъяты Дата . На территории Казахской ССР, им были выданы удостоверения, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки. После приобретения ими гражданства РФ и принятия Федерального закона от 10 января 2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне», определений Конституционного суда РФ от 11 июля 2006 года №404-0 и от 4 декабря 2007 года №960-О-П, распоряжений Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года №162-Р и от 15 марта 1995 года №356-Р, утвердившими перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне, а также приказа МЧС России от 18 сентября 2009 года №540 зарегистрированного в Минюсте РФ 5 октября 2009 года №14969, устанавливающего порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, они обратились к ответчикам о выдаче удостоверений, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки. Дата Министерство Здравоохранения и социального развития Пензенской области сообщило им об отказе в выдаче удостоверения установленного образца со ссылкой на разъяснение МЧС России, в котором указывается о якобы отсутствии у них дозы облучения. Данное утверждение не соответствует действительности и лишает их законного права на получение определенных льгот, предоставленных законодательством РФ. Считают, что ответчики нарушают их законные права на получение удостоверения установленного образца и получения всех соответствующих льгот.

     Просили суд признать за ними право на получение удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать такое удостоверение.

     Ковайкина Л.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

     В судебном заседании Ковайкин Г.Г. исковые требования поддержал, пояснив обстоятельства, изложенные в иске.

     Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Халайджи Л.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска Ковайкина Г.Г., Ковайкиной Л.А., указав, что вопросы статуса граждан и территорий, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также порядка и условий выдачи удостоверений единого образца, дающих право на адресную социальную поддержку за счет бюджетных средств, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 404-О и от 4 декабря 2007 г. № 960-О-П; распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 162-р и от 15 марта 1995 г. № 356-р, утвердившими перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; Порядком выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Приказом МЧС России от 18.09.2009 г. № 540, зарегистрированном в Минюсте РФ 5 октября 2009 г., рег. № 14969. Все вышеназванные нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают меры социальной поддержки и выдачу гражданам удостоверений единого образца только по факту их проживания в населенных пунктах, указанных в Перечнях, без учета дозы облучения. Прием и учет документов граждан, проверка их статуса, внесение граждан в реестры учета, снятие, заверение копий документов, подготовка и направление в МЧС России выписок из реестра и представлений (заявок) на выдачу удостоверений единого образца возложены на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку в Перечнях, утвержденных Правительством Российской Федерации, отсутствуют сведения о сверхнормативном облучении граждан, проживавших в Дата в Адрес , подтвердить статус Ковайкина Г.Г. и Ковайкиной Л.А. как лиц, получивших дозу облучения свыше 25 сЗв, не представляется возможным. Включение в реестры лиц с неопределенным статусом и направление по ним представлений на выдачу удостоверений единого образца федеральным законодательством не предусмотрено.

     Представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

     Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

     В судебном заседании установлено, что Ковайкин Г.Г. и Ковакина Л.А. проживали в Адрес . Так, Ковайкин Г.Г. проживал в данной местности с Дата по Дата , Ковайкина Л.А. – с Дата по Дата .

     Проживая в Республике Казахстан они пользовались льготами, установленными для граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, установленных законодательством данной республики.

     В Дата они обратились в Правительство Данные изъяты с просьбой о выдаче им удостоверения о праве на льготы, установленные Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Однако, в выдаче такого удостоверения им было отказано.

     Решением Ленинского районного суда г.Пензы от 21.06.2002 года их жалоба на неправомерные действия Правительства Данные изъяты оставлена без удовлетворения.

     В Дата Ковайкин Г.Г. и Ковайкина Л.А. вновь обратились в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о выдаче им удостоверений о праве на получение мер социальной поддержки, установленных указанным выше законом.

    Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области включило их в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направило представленные ими документы в МЧС России для оформления и выдачи соответствующих удостоверений.

     Однако, МЧС России возвратило в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области документов истцов, разъяснив, что в соответствии с действующим законодательством Ковайкин Г.Г. и Ковайкина Л.О. не имеют право на получение удостоверений о праве на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

     Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются материалами дела.

     В соответствии со ст.1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

     Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

     Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 года № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

     Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

     Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

     Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р с последующими изменениями утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

     Адрес , где проживали истцы, включен в этот перечень как населенный пункт жители которого получили дозу облучения свыше 25 сЗв (бер) вследствие ядерного испытания Дата .

     Однако, истцами не было представлено в судебное заседание допустимых доказательств того, что в результате проживания в Адрес с Дата по Дата получили суммарную эффективную дозу облучения свыше 5сЗв(бер).

     Справки и удостоверения, выданные истцам в Республике Казахстан, не являются в Российской Федерации доказательством получения дозы облучения, так как содержащаяся в них информация о дозах облучения основана на Законе Республики Казахстан от Дата «О социальной поддержки граждан, пострадавших на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», не имеющем юридической силы в Российской Федерации.

     Фактически истцы, являясь гражданами Российской Федерации, требуют предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных российским законодательством, на основании норм, установленных законодательством Республики Казахстан.

     Республика Казахстан, являясь суверенным государством, вправе закреплять любые нормы, однако, принимать за достоверные доказательства получения истцами доз облучения справки, выданные в соответствии с Законом Республики Казахстан и предоставлять в Российской Федерации на основании этих справок меры социальной поддержки, возможно только случае наличия соответствующих международных договоров.

     Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судами гражданских, уголовных и административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

     Поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует, нет законных оснований для применения при рассмотрении дела норм права Республики Казахстан на территории Российской Федерации.

     Справка за подписью командира войсковой части и главы администрации Адрес от Дата о получении Ковайкиным Г.Г. суммарной эффективной дозы облучения свыше Данные изъяты бер также не может быть доказательством по настоящему делу.

     Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об «Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», вступившие в действие с 04.05.2010 г.

     В соответствии с п. 1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с настоящими МУ определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими МУ определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.

     Согласно п. 1.2. Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.

     С учетом изложенного, суд не может признать за истцами право на получение удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и обязать МЧС России выдать соответствующее удостоверение.

     Кроме того, следует отметить, что оформление и выдачу удостоверений осуществляет в соответствии с приказом МЧС России от 18.09.2009 года № 540 только МЧС России. При этом в компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ, к числу которых относится Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, относится прием документов, принятие решение о включении граждан в специальный реестр и направление указанных данных в МЧС России.

     Все указанные действия Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выполнило в полном объеме, в связи с чем оно не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

     Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Иск Ковайкина Г.Г. и Ковайкиной Л.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и понуждении к выдаче такого удостоверения оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский райсуд г.Пензы в течение 10 дней с 13 сентября 2011 года.

Судья:                                                                                                       Е.А.Мартынова