Дело № 2937/11 Решение о признании права на получение мер социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 сентября 2011 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Мартыновой Е.А.

при секретаре Кругловой Е.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ялагиной К.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л :

     Ялагина К.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что Дата ею был получен ответ из Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, на ее обращение, в котором ей отказано в выдаче удостоверения о праве на льготы как матери погибшего военнослужащего, ввиду того, что ее сын, Я.Я., умер при исполнении обязанностей военной службы, а не погиб. Считает отказ в выдаче удостоверения матери погибшего военнослужащего и предоставлении выплат социальной поддержки является незаконным.

Просила суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» с Дата , т.е. с момента принятия решения об отказе в выдаче удостоверения и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать ей удостоверение о праве на получение мер социальной поддержки, как матери погибшего при исполнении обязанностей воинской службы военнослужащего.

В судебном заседании Ялагина К.В. исковые требования поддержала, пояснив указанные в иске обстоятельства.

     Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Медведкина Г.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска Ялагиной К.В., пояснила, что в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 12.02.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей. В представленной Ялагиной К.В. справке о смерти указано, что ее сын умер при исполнении обязанностей военной службы. По этой причине Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области не имеет правовых оснований для удовлетворений требований истицы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что сын Ялагиной К.В. - Я.Я., в период прохождения военной службы по контракту Дата умер вследствие эпилептического статуса, осложнившегося аспирацией желудочного содержимого.

     До Дата Ялагина К.В. в соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» пользовалась льготами, установленными данным законом.

     Заключением военно-врачебной комиссии Данные изъяты от Дата Номер установлено, что заболевание Я.Я., приведшее к смерти было получено в период военной службы.

     Дата Ялагина К.В. обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с просьбой выдать документ, подтверждающий ее право на льготы, установленные для матери погибшего военнослужащего.

     Дата Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области отказало Ялагиной К.В. в выдаче удостоверения о праве на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 3 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», ссылаясь на то, что она не имеет право на указанные меры социальной поддержки, поскольку ее сын Я.Я. умер при исполнении обязанностей военной службы.

     Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются материалами дела.

     В соответствии с пунктом 1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими; оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива; при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации; первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего).

     Пункт 2 данной статьи предусматривает, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

    Согласно пункту 3 той же статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

     Установление причинной связи между заболеванием, повлекшим смерть военнослужащего, и исполнением обязанностей военной службы осуществляется военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123.

     Пунктом 41 данного Положения предусмотрено, что военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «общее заболевание», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».

     Из приведенного ранее заключения ВВК следует, что смерть сына истицы наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

     Поскольку Федеральный закон «О ветеранах» не дает толкование понятий «погибший при исполнении обязанностей военной службы», то суд считает возможным применить аналогию закона.

     Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает категории инвалидов в зависимости от причины (статья 21).

     Согласно подпункту «б» ст.21 названного закона инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы) считаются лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях.

     Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что смерть Я.Я. не связана с исполнением им обязанностей военной службы, поскольку по заключению ВВК причиной смерти стало заболевание полученное в период военной службы.

     В связи с этим нельзя признать сына истицы погибшим при исполнении обязанностей военной службы.

     При таких обстоятельствах за Ялагиной К.В. нельзя признать право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать ей удостоверение о праве на указанные выше меры социальной поддержки.

     Доводы истицы о том, что до Дата она пользовалась льготами, установленными для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, на основании справки Управления социальной защиты населения Данные изъяты не соответствуют действительности.

     Согласно указанной справке (л.д.12) Ялагиной К.В. предоставлялись льготы, установленные п.4 ст.24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», т.е. для членов семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а не при исполнении обязанностей военной службы.

     В настоящее время истица не лишена возможности обратиться в соответствующие органы государственной власти по поводу выдачи ей документа о праве на льготы, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

     Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Иск Ялагиной К.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» с Дата и понуждении к выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, установленные для матерей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней с 12 сентября 2011 года.

Судья:                                                                                                       Е.А.Мартынова