Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2011 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Е.А.
при секретаре Кругловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области и Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным приказа об исключении из списка получателей жилищных сертификатов и признании права на получение жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л :
Пронькин Д.Н. и Пронькина О.В. обратились в суд с названным иском, указав, что с Дата они состоят в зарегистрированном браке, от которого имеют несовершеннолетнего сына П.И., Дата года рождения. Они проживают по адресу: Адрес , являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Дата ими предоставлены все необходимые документы для получения жилищного сертификата о праве на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с подпрограммой «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы. С указанного периода времени они никаких извещений о включении либо исключении из списка получателей жилищных сертификатов по данной целевой программе от уполномоченного органа не получали. В сентябре 2011 года они узнали, что были исключены из списка получателей жилищных сертификатов в связи с истечением срока действия жилищного сертификата, за получением которого они не явились. Однако по данному поводу им никаких извещений не направлялось. В настоящее время они также относятся к категории молодая семья, их жилищные условия не улучшены, они по-прежнему проживают в стесненных условиях, другого жилья на праве собственности не имеют. Поскольку Департаментом градостроительства Пензенской области они не были надлежащим образом извещены о получении жилищного сертификата, они не могли своевременно получить социальную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. Действиями Департамента градостроительства Пензенской области по незаконному исключению из списка получателей жилищных сертификатов, им причинены нравственные страдания.
Просили суд признать недействительным решение постоянно действующей комиссии при Департаменте градостроительства Пензенской области об исключении из списка получателей жилищных сертификатов недействительным, восстановить их в списках получателей жилищных сертификатов на предоставление (получение) социальной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья в соответствии с подпрограммой «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы; обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать жилищный сертификат либо предоставить социальную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения по подпрограмме «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы; взыскать с Департамента градостроительства Пензенской области в их пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины и расходы по оформлению иска в суд в размере 1 600 рублей.
В судебном заседании Пронькин Д.Н. и Пронькина О.В., от имени которой на основании доверенности действовала Пронькина Н.Н., отказались от иска к Департаменту градостроительству Пензенской области и Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате государственной пошлины и расходов по оформлению иска в размере 1600 рублей. Отказ Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. от иска о взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате госпошлины и расходов по оформлению искового заявления в сумме 1600 рублей принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
В ходе судебного разбирательства истец Пронькин Д.Н. и представитель истицы Пронькиной О.В. – Пронькина Н.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнили, просили признать незаконным приказ Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части исключения их из списка получателей жилищных сертификатов, признать за ними право на получение жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года № 953-пП. При этом пояснили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Истица Пронькина О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области Терехин Е.Н., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, пояснив, что на основании решения постоянно действующей комиссии по реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года № 953-пПв, заявления семьи Пронькиных от Дата , Департамент приказом от Дата Номер включил данную семью в список молодых семей – получателей жилищных сертификатов, о чем им было направлено соответствующее письмо. В связи с истечением срока действия жилищного сертификата, оформленного и выданного на семью Пронькиных, Департамент на основании решения постоянно действующей комиссии по реализации вышеуказанной программы приказом от Дата Номер исключил из списка получателей указанную семью, о чем им своевременно было сообщено письмом с выпиской из приказа с указанием причин отказа. Считает решение Комиссии об исключении из списка получателей жилищных сертификатов семью Пронькиных законным и правомерным. Помимо этого, считает, что истцами пропущен срок для обращения в суд по факту признания недействительным решения Комиссии об исключении их из списка получателей жилищных сертификатов, поскольку с момента информирования Департаментом семьи Пронькиных о ходе их участия в подпрограмме до обращения в суд прошло более 12 месяцев. Причины пропуска срока истцы никакими письменными доказательствами не обосновали. Кроме того, с Дата полномочия Департамента градостроительства Пензенской области по реализации долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года № 953-пП переданы Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области. В связи с чем, считает, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Афанасова Ю.Н., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснила, что действия Департамента градостроительства Пензенской области по оповещению семьи Пронькиных простым письмом о необходимости явиться за получением жилищного сертификата, а также об исключении семьи из списков получателей в связи с истечением срока действия жилищного сертификата правомерны. Условиями подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года № 953-пП, не предусмотрено, каким образом оповещаются семьи о необходимости явиться за получением жилищного сертификата. Также условиями подпрограммы предусмотрено, что уполномоченный орган исключает молодые семьи из списка получателей жилищных сертификатов по истечении срока действия жилищного сертификата. Кроме того, считает, что истцами нарушен процессуальный срок подачи искового заявления, предусмотренный п. 1 ст. 256 ГПК РФ, в соответствии с которым гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Истцы дважды уведомлялась о ходе рассмотрения их заявления и приложенных документов на участие в подпрограмме – Дата , Дата , однако обратились с исковым заявлением только Дата . Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области Бурментьева Е.В., действующая на основании доверенности, полагала разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что Пронькин Д.Н. и Пронькина О.В. состоят в зарегистрированном браке, от которого имеют сына П.И., Дата года рождения.
Дата истцы обратились в Департамент градостроительства Пензенской области с заявлением о включении их семьи в список получателей жилищных сертификатов на приобретение (строительство) жилья.
Согласно приказа Департамента градостроительства Пензенской области от Дата Номер , на основании решения постоянно действующей комиссии Департамента градостроительства Пензенской области по реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы семья Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. включена в список молодых семей – получателей жилищных сертификатов.
Письмом от Дата Номер Пронькин Д.Н. и Пронькина О.В. приглашались в Департамент градостроительства Пензенской области за получением жилищного сертификата.
Приказом Департамента градостроительства Пензенской области от Дата Номер , на основании решения постоянно действующей комиссии Департамента градостроительства Пензенской области молодая семья Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. исключена из списка получателей жилищных сертификатов.
Сообщением от Дата Номер Департамент градостроительства Пензенской области проинформировал Пронькина Д.Н. и Пронькину О.В. об исключении их из списка получателей жилищных сертификатов в связи с истечением срока действия жилищного сертификата Номер (дата выдачи Дата , сертификат действителен до Дата ).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года № 953-пП утверждена долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы».
В рамках данной программы действует подпрограмма «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы.
На период включения Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. в списки получателей жилищных сертификатов и исключения их из указанного списка уполномоченным органом, ответственным за реализацию вышеназванной подпрограммы был определен Департамент градостроительства Пензенской области.
В соответствии с Механизмом реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы в редакции от 10.12.2009 года (действующей на момент обращения истцов в Департамент градостроительства Пензенской области с заявлением о включении их в список получателей жилищных сертификатов), рассмотрение документов, представленных молодыми семьями, имеющими намерение принять участие в настоящей Подпрограмме, осуществляется комиссией, персональный состав и положение о которой утверждаются Уполномоченным органом (далее - Комиссия).
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Комиссия на заседании рассматривает документы, указанные в пункте 6 настоящего Механизма, и принимает решение о включении молодых семей, имеющих намерение принять участие в Подпрограмме, в число участников Подпрограммы.
Решение, принятое Комиссией, оформляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения Комиссией протоколом. Решение Комиссии носит рекомендательный характер.
Уполномоченный орган на основании решения Комиссии утверждает своим приказом список молодых семей - получателей жилищных сертификатов, составленный в хронологическом порядке, в соответствии с датой подачи заявлений на получение сертификата.
На основании приказа о выдаче жилищных сертификатов Уполномоченный орган производит их оформление и осуществляет их выдачу. Срок действия сертификата составляет 6 месяцев с даты его выдачи, указанной в сертификате. При получении жилищного сертификата молодая семья информируется о порядке, сроке и условиях его реализации.
Выдача жилищных сертификатов осуществляется на основании списков получателей сертификатов в пределах лимитов выделенных на реализацию Подпрограммы бюджетных средств.
На момент издания оспариваемого приказа об исключении семьи Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. из списков получателей жилищных сертификатов действовал Механизм реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы в редакции от 03.10.2010 года, предусматривал в пункте 14, что уполномоченный орган может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - получателей жилищных сертификатов в случае, если молодые семьи, получившие жилищные сертификаты, в течение срока действия жилищных сертификатов отказались от их реализации и не заключили договоры на приобретение (строительство) жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться выделенными средствами.
Уполномоченный орган вправе был исключить молодые семьи из списка молодых семей - получателей жилищных сертификатов по истечении срока действия жилищных сертификатов. Молодая семья в течение 10 рабочих дней после издания соответствующего приказа уполномоченного органа должна быть проинформирована об исключении из списка молодых семей-получателей жилищных сертификатов.
Из смысла вышеназванных положений Механизма реализации подпрограммы следует, что для исключения молодой семьи из списка получателей жилищных сертификатов необходимы следующие условия: получение молодой семьей жилищного сертификата, отказ молодой семьи от реализации жилищного сертификата и не заключение договора на приобретение (строительство) жилья, или иные причины, по которым молодая семья не смогла воспользоваться выделенными средствами в связи с чем, срок действия жилищного сертификата истек.
Как следует из пояснений истца Пронькина Д.Н. в судебном заседании, сообщение Департамента градостроительства Пензенской области о приглашении их за получением жилищного сертификата от Дата Номер ни он, ни его супруга Пронькина О.В. не получали. Также они не получали и сообщения об исключении их семьи из списка получателей жилищных сертификатов в связи с истечением срока действия жилищного сертификата от Дата за Номер .
В судебное заседание представителем Департамента градостроительства Пензенской области представлен журнал исходящей корреспонденции, из которого следует, что письма за Номер и Номер были направлены истцам своевременно.
Однако достоверных доказательств того, что истцы получили уведомление Департамента градостроительства Пензенской области о необходимости явиться за получением жилищного сертификата, и не воспользовались своим правом на получение мер государственной поддержки при улучшении жилищных условий, в судебном заседании не добыто. Жилищный сертификат истцами получен не был, заявления об отказе от получения жилищного сертификата истцами не подавалось. Иных причин, по которым истцы не смогли воспользоваться выделенными им денежными средствами для приобретения (строительства) жилья в ходе судебного разбирательства не установлено.
В связи с изложенным, приказ Департамента градостроительства Пензенской области от Дата Номер в части исключения семьи Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. из списка получателей жилищных сертификатов нельзя признать законным.
Данным приказом Департамента градостроительства Пензенской области от Дата об исключении Пронькиных из списка получателей жилищных сертификатов нарушаются их права на получение мер государственной поддержки для улучшения жилищных условий, поскольку в настоящее время в соответствии с условиями действующей подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы в редакции от 2.09.2011 года, семья истцов не может принять в ней участие. Данное обстоятельство лишает Пронькиных реальной возможности улучшить свои жилищные условия с помощью мер государственной поддержки.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать приказ Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части исключения Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. из списка получателей жилищных сертификатов незаконным.
Доводы ответчиков о пропуске истцами процессуального срока для обращения в суд с исковым заявлением, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, не нашли подтверждения в ходе судебного заседания.
Из пояснений Пронькина Д.Н. следует, что о том, что его семья была исключена из списка получателей жилищных сертификатов, они с супругой узнали только в Дата . Объективных данных, свидетельствующих о том, что ему или его жене Пронькиной О.В. стало известно об исключении их семьи из списка получателей жилищных сертификатов ранее, чем в Дата , суду не представлено.
Кроме того, представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Афанасова Ю.Н. подтвердила, что только в Дата сообщила Пронькиным в устной форме о результатах рассмотрения их заявления о включении в список на получение жилищного сертификата, указав, что в Дата их семья была исключена из данного списка.
Доказательств того, что истцы о нарушении их прав могли узнать ранее сентября 2011 года, ответчиками не представлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что Пронькиным Д.Н. и Пронькиной О.В. не пропущен процессуальный срок для подачи настоящего искового заявления, поскольку о нарушении своих прав истцам стало известно только в Дата .
Также суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что Департамент градостроительства Пензенской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Предметом спора по настоящему делу является приказ Департамента градостроительства Пензенской области от Дата Номер в части исключения семьи Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. из списка получателей жилищных сертификатов, которым нарушены их права на получение мер государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В связи с чем, Департамент градостроительства Пензенской области является надлежащим ответчиком по делу, поскольку именно его действия и решение оспариваются истцами.
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 24.11.2010 года № 758-Пп, с 01.01.2011 года полномочия Департамента градостроительства Пензенской области по реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы» переданы Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Согласно п.22 действующего в настоящее время Механизма реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года № 953-пП, семьи, подавшие документы в Уполномоченный орган на участие в Подпрограмме до 01 августа 2010 года и не включенные Уполномоченным органом в число участников Подпрограммы, имеют право на получение жилищного сертификата в соответствии с условиями получения жилищного сертификата, действовавшими до 15 июля 2010 года.
Таким образом, при признании незаконным приказа Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части исключения Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. из списка получателей жилищных сертификатов, последние сохраняют право на получение жилищного сертификата в соответствии с условиями его получения, действовавшими до Дата .
С учетом изложенного, для восстановления нарушенных прав истцов, суд считает необходимым признать за Пронькиным Д.Н. и Пронькиной О.В. право на получение жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года № 953-пП, реализация которого в настоящее время возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. удовлетворить.
Признать незаконным приказ Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части исключения Пронькина Д.Н. и Пронькиной О.В. из списка получателей жилищных сертификатов.
Признать за Пронькиным Д.Н. и Пронькиной О.В. право на получение жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года № 953-пП.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней с 14 октября 2011 года.
Судья: Е.А.Мартынова