Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
с участием прокурора Чистикиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по заявлению Корязова И.В. о признании недействующими постановлений главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г.Пензы» и от Дата Номер «О внесении изменений в постановление главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г.Пензы», в порядке правоотношений, возникших из публичных правоотношений о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Корязов И.В. обратился в суд с названным иском, указав, что Дата из системы «Гарант» в АППО Пензенской области ему распечатали постановление администрации г. Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г. Пензы», которым установлен тариф на услуги СМУП «Пензалифт» на 2011 год. В данном постановлении указаны ссылки на документы, на основании которых установлен данный тариф. Ему стало известно о том, что тариф на услуги СМУП «Пензалифт» установлен без выполнения требований, указанных в решении Пензенской городской Думы от Дата Номер «Об утверждении Порядка установления тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г. Пензы». Экспертизы, на которых обосновывается тариф действующим законодательством не предусмотрены. Это прикрытие для СМУП « Пензалифт» за счет населения, в том числе за его счет, увеличения платы за лифт. Термин «Комплексное технической обслуживание лифтов» не предусмотрен никаким нормативным актом, это придумка СМУП «Пензалифт». Экспертиза ООО «ГУК» от Дата , здесь вообще не уместна. В п 1.1 что-то устанавливается в отношении граждан. Данное Постановление администрации г. Пензы противоречит требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы. Он не может защитить свои права в соответствии с ФЗ « О защите прав потребителей», а также на него возлагается незаконно обязанность завышенной платы за лифт. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93 с изменениями на 2008 год) предусмотрена жилищная услуга «Ремонт и эксплуатация лифтов» код 041107, а не услуга по комплексному техническому обслуживанию лифтов, не предусмотренная ОКУН и другими нормативно-правовыми актами.
Просил суд признать недействительным постановление главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г. Пензы».
Заявитель Корязов И.В. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд признать недействующими постановления главы администрации г. Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г. Пензы» и постановление главы администрации г. Пензы от Дата Номер Д « О внесении изменений в постановление главы администрации г. Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями города Пензы» в порядке правоотношений, возникших из публичных правоотношений о защите прав потребителей. Поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил заявление удовлетворить.
Представители заявителя Корязова И.В. – Лощинин В.Е., Никишин С.Н., допущенные судом к участию в деле по ходатайству заявителя, поддержали заявленные требования, просили заявление удовлетворить.
Представители заинтересованного лица администрации г. Пензы Хохлова С.Е., Макарова М.И., действующие на основании доверенности, не согласились с заявленными требования, просили в удовлетворении заявления отказать.
Представители привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица СМУП «Пензалифт» Куликова С.В., Субботин В.В. действующие на основании доверенностей, не согласились с заявленными требованиями, просили в удовлетворении заявления отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Пензенской городской Думы Бесчастных В.А., действующий на основании доверенности, не согласился с заявленными требованиями, просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Солдатова Т.Ю., действующая на основании доверенности, разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУП «Жилье-18» в судебное заседание не явился.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУП «Жилсервис по ОСР в ЖХ» по ОЖФ в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть заявление без участия представителя, принять решение на усмотрение суда.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУП «Жилье-7» по ОЖФ в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть заявление без участия представителя, принять решение на усмотрение суда.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУП «Жилье-16» по ОЖФ в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть заявление без участия представителя, принять решение на усмотрение суда.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУП «Жилье-17» по ОЖФ в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть заявление без его участия.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица МУП «Жилье-29» по ОЖФ в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть заявление без участия представителя.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц МУП «Жилье-9» по ОЖФ, МУП «Жилье-10» по ОЖФ, МУП «Жилье-22» по ОЖФ, МУП «Коммунальные сети», ЖЭМУП №7, МУП «Заря» в судебное заседание не явились.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление Корязова И.В. не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 4 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)), к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно п.1.2 ст. 33 "Устава города Пензы" (принят Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4) (ред. от 25.03.2011) в компетенции администрации г. Пензы находится, в том числе, установление в соответствии с законодательством и порядком, определенным решением Пензенской городской Думы, цен и тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
26.06.2009 г. Пензенской городской Думой принято решение №73-7/5 «Об утверждении порядка установления тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями города Пензы», в котором указывается, что Пензенская городская Дума решила утвердить Порядок установления тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г. Пензы. Главе администрации г. Пензы Чернову Р.Б. привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим решением.
В соответствии с вышеуказанным решением Пензенской городской Думы, в администрацию г.Пензы СМУП «Пензалифт» было представлено экономическое обоснование стоимости услуг по комплексному техническому обслуживанию лифтов, утвержденное Генеральным директором ООО «Финком» 08.12.2010 года.
Администрацией г. Пензы Дата принято постановление Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями города Пензы», в соответствии с которым постановлено:
1.Установить с Дата по Дата :
1.1 Для МУП "Жилье-7" по ОЖФ, МУП "Жилье-9" по ОЖФ, МУП "Жилье-10" по ОЖФ, МУП "Жилье-16" по ОЖФ, МУП "Жилье-17" по ОЖФ, МУП "Жилье-18" по ОЖФ, МУП "Жилье-22" по ОЖФ, МУП "Жилье-29" по ОЖФ, МУП "Жилсервис" по ОЖФ, МУП "Коммунальные сети", ЖЭМУП № 7, МУП "Заря" тарифы на услуги по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда в размере 9,34 руб. за 1 кв. м общей площади жилья без учета НДС.
Тариф на услуги СМУП "Пензалифт":
Тариф на услуги по комплексному техническому обслуживанию лифтов муниципального жилищного фонда, ЖСК, ТСЖ, ТИВК и бюджетных организаций, содержащих собственный штат лифтеров, в размере 4352,0 руб. без учета НДС для 1 лифта;
Тариф на услуги по комплексному техническому обслуживанию лифтов муниципального жилищного фонда, ЖСК, ТСЖ, ТИВК и бюджетных организаций с учетом заработной платы лифтеров СМУП "Пензалифт" в размере 6369,5 руб. без учета НДС для 1 лифта;
Тариф на услуги по комплексному техническому обслуживанию лифтов для прочих предприятий и организаций, содержащих собственный штат лифтеров, в размере 4604,67 руб. без учета НДС за 1 лифт;
Тарифы на услуги по комплексному техническому обслуживанию лифтов для прочих предприятий и организаций с учетом заработной платы лифтеров СМУП "Пензалифт" в размере 6937,07 руб. без учета НДС за 1 лифт.
Признать с Дата утратившим силу постановление администрации города Пензы от Дата Номер "Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными предприятиями города Пензы", за исключением пункта 2.
Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
Информационно-аналитическому отделу администрации города ( О.Е.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города СИ. Симонова, начальника УЖКХ г. Пензы А.А.
Данное постановление было опубликовано в приложении к газете «Коммунальная правда. Пенза» «Муниципальные ведомости» N 53, Дата
Дата главой администрации г. Пензы вынесено постановление Номер «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями города Пензы».
Администрацией г. Пензы постановлено: 1.1. Абзац 1 подпункта 1.2 изложить в следующей редакции: «Тариф на услуги СМУП «Пензалифт» по комплексному техническому обслуживанию лифтов в месяц:».
Корязов И.В. являясь собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру Адрес в г. Пензе, обратился в суд, считая, что вышеуказанные постановления нарушают его права и свободы, поскольку они противоречат закону «О защите прав потребителей, на него незаконно возложена обязанность завышенной платы за лифт.
В соответствии со ст.ст.3, 4 Порядка установления тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы Номер от Дата :
Инициатором введения или изменения тарифов являются муниципальные предприятия, муниципальные учреждения города Пензы или иные органы местного самоуправления.
Расчет предлагаемого размера тарифов производится муниципальными предприятиями, учреждениями самостоятельно.
Экономическое обоснование размера тарифов (далее - экономическое обоснование) является документом, содержащим экономическую оценку предлагаемого размера тарифов, и подписывается руководителем муниципального предприятия и (или) учреждения.
Расчет размера тарифов должен сопровождаться экономическим обоснованием.
Подготовка экономического обоснования осуществляется муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями самостоятельно.
По результатам рассмотрения экспертизы либо заключений Управления по экономике Администрации города Пензы в случае признания расчета размера тарифов обоснованным, соответствующим финансовым потребностям муниципального предприятия, муниципального учреждения, обеспечивающим доступность для потребителей, Управление по экономике Администрации города Пензы готовит проект постановления об установлении тарифов.
Результаты заключений по проверке финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий или учреждений на предмет экономической обоснованности затрат, включаемых в тариф, доводятся Главой администрации города Пензы на сессии городской Думы до сведения депутатов. На основании доклада Главы администрации города Пензы и представленных документов подготавливается и выносится на сессию городской Думы проект решения о принятии к сведению представленной информации об изменении (введении) тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.
В соответствии со ст.5 Порядка:
1. Тарифы устанавливаются постановлением Администрации города Пензы.
2. В постановлениях Администрации города Пензы об установлении тарифов должны содержаться:
1) перечень муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, на услуги которых устанавливаются соответствующие тарифы;
2) услуги муниципальных предприятий и учреждений, на которые устанавливаются соответствующие тарифы;
3) размер тарифов, единицы измерения;
4) период действия тарифов;
5) дата вступления в силу постановления;
6) информация о необходимости опубликования постановлений в средствах массовой информации.
Судом установлено, что постановление главы администрации г. Пензы Номер от Дата «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями города Пензы» принималось с учетом заключения экономического обоснования стоимости услуг по комплексному техническому обслуживанию лифтов, составленному ООО «Финком» Дата , уполномоченным лицом- главой администрации г.Пензы, в соответствии с Порядком установления тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы Номер от Дата
В экспертном заключении экономического обоснования стоимости услуг по комплексному техническому обслуживанию лифтов СМУП «Пензалифт», указывается, что в результате проведенной экспертизы экономического обоснования стоимости услуг по комплексному техническому обслуживанию лифтов, оказываемых СМУП "Пензалифт", Экспертная организация "Финком" делает вывод об их обоснованности, исходя из рассмотренных затрат, включаемых в себестоимость услуг с учетом действующих норм, нормативов трудовых и материальных затрат, учитывающих особенности технических и технологических способов производства, уровня цен на расходные материалы, плановых технико-экономических показателей.
Средняя себестоимость комплексного технического обслуживания 1 лифта составляет 6134 руб.64 коп. в месяц. Средний экономически обоснованный тариф на комплексное техническое обслуживание 1 лифта (с Ур- 10,0 %) составляет 6748 руб. 10 коп. в месяц (без НДС), и том числе: Комплексное техническое обслуживание лифтов для организаций, имеющих собственный штат лифтеров - 4604 руб. 67 коп. за 1 лифт в месяц (без НДС); Комплексное техническое обслуживание лифтов со штатом лифтеров СМУП "Пензалифт" - 6937 руб. 07 коп. за 1 лифт в месяц (без НДС).
Корязов И.В. оспаривая постановления главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г.Пензы» и от Дата Номер «О внесении изменений в постановление главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г.Пензы», в обоснование своих требований ссылался на Закон «О защите прав потребителей».
Однако, Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не являются субъектами правоотношений, регулируемых Законом РФ «О защите прав потребителей».
Кроме того, в ходе судебного заседания заявитель Корязов И.В. пояснил, что в договорных отношениях с СМУП "Пензалифт" он не состоит.
Доводы Корязова И.В. о том, что он вынужден будет платить за лифт завышенную плату суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания Корязов И.В. пояснил, что членом ЖСК, ТСЖ он не является.
Как следует из обжалуемых постановлений ими установлены тарифы на услуги по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, а также тариф на услуги СМУП "Пензалифт" для юридических лиц, а не для оплаты гражданами стоимости коммунальных услуг, в том числе за пользование лифтом, следовательно, права Корязова И.В. непосредственно указанными постановлениями нарушены быть не могут.
Кроме того, суд учитывает, что в ходе судебного заседания Корязов И.В. ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы на предмет проверки экономической обоснованности тарифов не заявлял.
Доводы Корязова И.В. о том, что администрация г.Пензы приняла указанные постановления без экономического обоснования, его ссылка на Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93), нарушение процедуры, предусмотренной Порядком установления тарифов на услуги, оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями г. Пензы, суд не принимает во внимание по вышеизложенным основаниям.
Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности суд, считает, заявление Корязова И.В. о признании недействующими постановлений главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г.Пензы» и от Дата Номер «О внесении изменений в постановление главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г.Пензы», в порядке правоотношений, возникших из публичных правоотношений о защите прав потребителей является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Корязова И.В. о признании недействующими постановлений главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г.Пензы» и от Дата Номер «О внесении изменений в постановление главы администрации г.Пензы от Дата Номер «Об установлении тарифов на оплату услуг, оказываемых муниципальными унитарными предприятиями г.Пензы», в порядке правоотношений, возникших из публичных правоотношений о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Пензы, начиная с 14 июня 2011 г.
Судья