Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июня 2011 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Хоперского П.Б. к администрации г. Пензы о признании незаконным отказа администрации г.Пензы в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: Адрес ,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Хоперский П.Б. обратился в суд с названным иском, указав, что Дата он приобрел земельный участок, расположенный по адресу Адрес под индивидуальную жилую застройку. Дата он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выдачи разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном участке, прикладывая весь перечень документов, требуемых ст. 51 Гр. К. Дата администрация города Пензы выдает отказ в выдаче разрешения на строительство, мотивируя это тем, что согласно Правилам землепользования и застройки города Пензы от 22.12 2009 года данный земельный участок расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса, а также согласно данным правилам участок под индивидуальную жилую застройку должен составлять не менее 600 кв.м. Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям. Земельный участок, расположенный по адресу Адрес предоставлялся главой администрации города Пензы под индивидуальную жилую застройку в собственность за плату. На сегодняшний момент в кадастровой палате в графе целевое использование значится «Под индивидуальную жилую застройку», а также ему выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок «Под индивидуальную жилую застройку». Согласно п. 1 пп. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков. На момент принятия правил землепользования и застройки земельный участок (кадастровый номер Номер ) уже был предоставлен под индивидуальное жилое строительство. То есть участок предоставлен под строительство жилого дома, а в результате принятия муниципального акта участок оказался в территориальной зоне, не предназначенной для такого строительства, т.е. не был соблюден принцип обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков. Согласно п. 1 пп. 3 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. И это положение также нарушено.
Просил суд признать за ним право на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу Адрес и обязать администрацию принять решение о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу.
Истец Хоперский П.Б. в судебное заседание не явился.
Представитель истца Иванов С.В. уточнил исковые требования, просил суд признать отказ администрации г.Пензы в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: Адрес от Дата Номер незаконным, в обоснование ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Фискинд О.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением главы администрации г. Пензы Номер от Дата М.Т. предоставлены земельные участки из состава земель населенных пунктов площадью 1512 кв.м. (участок Номер ) (кадастровый номер Номер и 538 кв.м. (участок Номер ) (кадастровый номер Номер ) при жилом Адрес у (Железнодорожный район) в собственность за плату.
Дата М.Т. продала Хоперскому П.Б. земельный участок Номер площадью 538 кв.м. находящийся по адресу: Адрес , о чем был составлено договор купли-продажи.
Дата Хоперскому П.Б. Управлением Росреестра Пензенской области выдано свидетельство л государственной регистрации права на земельный участок, предназначенный под индивидуальную жилую застройку, общей площадью 538 кв.м. по адресу: Адрес
В кадастровой выписке о земельном участке Номер от Дата , указывается, что местоположение земельного участка с кадастровым номером Номер площадью 538 кв.м г. Пенза, проезд первый Кустанайский, 14 (участок Номер ), разрешенное использование под жилую застройку Индивидуальную, вид права – собственность, правообладатель – Хоперский П.Б.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонам.
В соответствии с пп. 3 п.1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 21.04.2011), правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
Согласно пп.3 п.1 ст. 34 "Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер утвержден градостроительный план земельного участка Номер с кадастровым номером Номер площадью 538 кв.м
Решением Пензенской городской Думы от Дата Номер утверждены Правилам землепользования и застройки г. Пензы.
Согласно ч. 1-7, 10, 11, 13, 14 ст.51 Градостроительного кодекса РФ:
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 1 января 2012 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 27.12.2009)).
3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.
7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Дата Хоперский П.Б. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 538 кв.м. по Адрес в г. Пензе.
В сообщении администрации г. Пензы Дата , указывается, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка Номер , утвержденным постановлением администрации г. Пензы от Дата Номер и Правилам землепользования и застройки г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от Дата Номер , земельный участок, расположенный по адресу: Адрес находится в зоне ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов пятого класса). На земельном участке, расположенном в данной зоне, строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено. В связи с чем администрация г. Пензы в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу Адрес отказывает. Хоперскому разъясняется, что он вправе обратиться в Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы для внесения изменений в Генеральный план г. Пензы с целью получения разрешения на строительство. Кроме того, указывается, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Пензы минимальная площадь земельный участков, предназначенных для строительства объектов индивидуального жилищного строительства составляет 600 кв.м.
Статьей 33 ЗК РФ установлены предельные размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, которые в свою очередь устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008 г. № 1096-50/4, «Об утверждении Положения «о порядке оформления документов и принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления г. Пензы, гражданам и юридическим лицам» для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства - минимальный размер 0,06 га, максимальный размер 0,15 га.
То есть, предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства в настоящее время составляет 600 кв.м.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные размеры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а так же ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом, строительные нормы и правила градостроительства регламентируют размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, выделяемых в городах на индивидуальный дом или на одну квартиру, следует принимать в порядке, установленном местными органами власти.
Кроме того, указанной нормой предусмотрено, что при определении размеров приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо учитывать особенности градостроительных ситуаций в городах разной величины, типы жилых домов, характер формирующейся жилой застройки среды, условия её размещения в структуре города, руководствуясь следующими размерами приусадебными и приквартирными земельными участками: 400-600 кв.м. и более (включая площадь застройки) при одно-, двухквартирных, одно-, двухэтажных домах в застройке усадебного типа на новых периферийных территориях или при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки малых городов на резервных территориях малых и средних городов в сельскохозяйственных районах, в новых или развивающихся посёлках в пригородных зонах городов любой величины.
В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что земельный участок, который является предметом спора, отнесён по виду разрешённого использования к землям населённых пунктов, предоставлен под индивидуальную жилую застройку и находится в собственности истца. Домовладения на данном земельном участке не существует.
Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство администрация г.Пензы указала то обстоятельство, что земельный участок имеет площадь 538 кв.м, то есть менее 0,06 га, однако в данном случае речь не ведется о предоставлении земельного участка для строительства.
Земельный участок площадью 538 кв.м находится в собственности у истца с 11 февраля 2008г., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 11 февраля 2008г.
Несмотря на наличие в собственности земельного участка истец не может реализовать свое право собственности и использовать земельный участок по своему назначению – под индивидуальную жилую застройку, что является недопустимым.
Вторым основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство по мнению администрации г.Пензы является расположение земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 №299-13/5 в зоне ПК-4 (зона производственно-коммунальных объектов пятого класса). На земельном участке, расположенном в данной зоне, строительство индивидуального жилого дома не предусмотрено.
С данным доводом суд также не соглашается по следующим основаниям.
Согласно градостроительному плану земельного участка земельный участок истца располагается в зоне жилой застройки, является смежным с другими земельными участками, на которых возведены жилые дома и хозяйственные постройки.
Кроме того, Правила землепользования и застройки г. Пензы были утверждены решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 №299-13/5, то есть, позже приобретения истцом в собственность земельного участка,
следовательно, ограничения, установленные указанными Правилами, на истца распространяться не могут.
Суд также учитывает, что в случае исключительной необходимости, администрация г.Пензы вправе заявить требования о принудительном выкупе данного земельного участка для муниципальных нужд после соблюдения досудебной процедуры.
В связи с этим, указанные обстоятельства сами по себе не могут являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, так как в соответствии со ст.209 ГК РФ нарушатся права собственника земельного участка, которым является истец, и будет невозможным использовать земельный участок по своему назначению.
Других доводов положенных в обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство администрация г.Пензы в своем сообщении от Дата Номер не привела, как и не привел их и в ходе судебного заседания представитель ответчика администрации г.Пензы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное суд считает, что исковые требования Хоперского П.Б. подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Хоперского П.Б. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г.Пензы в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: Адрес от Дата . Номер
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Пензы.
Судья: