Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.,
при секретаре Коноваловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе 25 июля 2011 года гражданское дело по иску Ситниковой В.М. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ситникова В.М. обратилась в суд с названным иском, указав, что Дата она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик не засчитал ей в стаж педагогической деятельности время учёбы в Данные изъяты с Дата по Дата и период ухода за ребёнком с Дата по Дата Считала не включение указанного периода в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным.
На основании изложенного просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Пензе Пензенской области включить ей в специальный педагогический стаж время учёбы в Данные изъяты с Дата по Дата и период ухода за ребёнком с Дата по Дата и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, то есть с Дата .
В судебном заседании Ситникова В.М. исковые требования уточнила, просила включить ей в специальный стаж время учебы в Данные изъяты, поскольку перед поступлением в него она работала библиотекарем в Данные изъяты, после окончания приступила к работе в качестве учителя. На момент обращения в пенсионный орган имела стаж работы более 16 лет 8 месяцев по педагогической специальности. Также пояснила, что с августа 1981 года по июнь 1982 г. она работала в Данные изъяты сначала библиотекарем, потом временно 1 месяц работала старшим библиотекарем. Ее повысили в должности в связи с тем, что работодателю стало известно о ее уходе. Работая старшим библиотекарем, она выдавала читателям книги, вела формуляры, собирала статистические данные, вела работу с читателями.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, иск Ситниковой В.М. не признал, по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .
Заслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Ситникова В.М. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж истицы период ее учебы в Данные изъяты с Дата по Дата и период ухода за ребенком, Дата года рождения, с Дата по Дата
По мнению Комиссии, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 23 года 7 месяцев 11 дней.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с абз. 5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (действовавшего в указанный период), предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Министерство социального обеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (п. 3.3) разъяснило, что под педагогической деятельностью в данном случае понимается работа, предусмотренная в разделе I Перечня (кроме подраздела 2), а также работа, предусмотренная в пп. "д", "е" (кроме исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах), "и" п. 1 Положения, в абзацах втором и четвертом п. 2 Положения. К числу педагогических учебных заведений относятся педагогические и учительские институты, педагогические училища и другие учебные заведения, дающие педагогическое образование. Период обучения в университете включается в стаж по специальности независимо от того, на каком факультете протекало обучение.
Как следует из копии трудовой книжки истицы (л.д.6-7), она обучалась в Данные изъяты с Дата по Дата До поступления в институт она работала библиотекарем, период работы в указанной должности пенсионным органом отнесен к специальному стажу, после окончания института истица с Дата работала учителем русского языка и литературы.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что непосредственно до обучения в педагогическом институте и после его окончания истица осуществляла педагогическую деятельность, соответственно в должности библиотекаря (старшего библиотекаря) и в должности учителя русского языка и литературы.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля И.О., работавшая с истицей в 1981-1982 гг. в Данные изъяты, подтвердила факт работы Ситниковой В.М. в должности библиотекаря в данный период времени. Истица вела работу с читателями, выдавала книги, занималась сбором статистических данных, организовывала различные культурно-массовых мероприятий. Её должностные обязанности как старшего библиотекаря только расширились в части составления статистических отчетов, но основная ее работа была связана с юными читателями.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелем факты, поскольку его показания последовательны, в исходе дела он не заинтересован. Кроме того, показания свидетеля подтверждаются копией его трудовой книжки, пояснениями истицы, а также имеющимися в материалах дела документами.
С учетом указанных обстоятельств, суд считает, что период учебы Ситниковой В.М. в Данные изъяты с Дата по Дата на основании абз. 5 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, и Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И, подлежит включению в ее специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом, суд считает, что на момент обращения за назначением пенсии истица имела не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию (учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ Номер г. Пензы).
При этом, суд исходит из того, что ограничение права истицы на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно материалам пенсионного дела Ситникова В.М. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку специальный стаж работы Ситниковой В.М. с учетом оспариваемых ответчиком периодов, на момент обращения за пенсией составил более 25 лет, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истице трудовую пенсию с Дата .
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ситниковой В.М. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Ситниковой В.М. трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее учебы в Данные изъяты с Дата по Дата
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 01.08.2011 года.
Судья Н.В.Белоглазова