Дело №2-2533/2011 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Белоглазовой Н.В.,

при секретаре Чапургиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2011 года в г. Пензе гражданское дело по иску Коровина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Коровин А.В.обратился в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, указав, что Дата он подал заявление в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о назначении ему досрочной трудовой пенсии. Однако, в назначении досрочной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующей должности. В специальный стаж комиссия не засчитала периоды работы: с Дата по Дата , Дата по Дата в должности водителя в ОАО «Данные изъяты». Он не согласен с принятым решением. Дата он был принят водителем 1 класса в Пензенское пассажирское автотранспортное предприятие Номер , в 1994 году указанное предприятие переименовано в АООТ «Данные изъяты». Из АООТ «Данные изъяты» Дата он уволился и Дата был принят на работу водителем 1 класса на автомашину РАФ Номер Считал, что имеет право на досрочную трудовую пенсию, как водитель автобуса, проработавший на регулярном городском пассажирском маршруте более 20 лет.

По указанным основаниям Коровин А.В. просил суд признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии, как водителю автобуса, трудившегося на регулярных городских пассажирских маршрутах, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с Дата .

В судебном заседании истец Коровин А.В. исковые требования уточнил, просил суд признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии, как водителю автобуса, трудившегося на регулярных городских пассажирских маршрутах, включив период работы с Дата по Дата , с Дата по Дата , обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с Дата .

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Номер от Дата .

В судебном заседании установлено, что Коровин А.В. Дата обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Номер от Дата Коровину А.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду недостаточности специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии.

Принимая указанное решение, комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области не включила в специальный стаж периоды работы Коровина А.В. в должности водителя ОАО «Данные изъяты» с Дата по Дата и в ООО «Данные изъяты» с Дата по Дата в связи с тем, что истец в данные периоды работал в качестве водителя на автомашине в бригаде «Рафики», маршрутные таксомоторные перевозки, а данные перевозки не относятся к регулярным пассажирским перевозкам.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.

В соответствии с подп. 10 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно ранее действующему Закону РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее соответственно 20 и 15 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона;

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для определения права истца на досрочное назначение трудовой пенсии, является как в настоящее время, так и согласно ранее действующему законодательству, факт работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" установлено, что перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Этим же Законом установлено, что маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Из трудовой книжки Коровина А.В. следует, что в период с Дата по Дата работал в качестве водителя в Пензенском пассажирском автотранспортном предприятии Номер Пензенском территориальном объединении автомобильного транспорта «Данные изъяты», которое Дата переименовано в ОАО «Данные изъяты», истец продолжал в нем работать до Дата , затем с Дата по Дата водителем в ОАО «Данные изъяты».

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

В соответствии с приложением к письму Минтранса России от 2 июля 1992 года № 3-пр-Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованным с Минсоцзащиты населения РФ (письмо от 1.06.92 г. № 1-2110-15) право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со ст.12 "к" Закона РСФСР " О трудовых пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившихся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких работах не менее 80 % рабочего времени за месяц.

При этом в рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций на проведение подготовительно-заключительных работ, на участие в плановых технических обслуживаниях № 1 и №2 и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормативными актами, для определения права истца на досрочную трудовую пенсию, юридически значимым обстоятельством является факт его занятости в спорные периоды на регулярных городских маршрутах не менее 80% рабочего времени за месяц.

Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов. При отсутствии приказов и путевых листов – справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

Заявляя требование о включении спорных периодов работы в специальный стаж, истец ссылается на то обстоятельство, что автобусом является транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8, и он работал именно на таком транспортном средстве, что подтверждается архивной справкой и показаниями свидетеле.

Из архивной справки, выданной Государственным архивом Пензенской области от Дата Номер следует, что в документах архивного фонда ОАО «Данные изъяты» в приказе от Дата Номер значится, что Коровин А.В. с Дата принят водителем 1 класса, категории «ВСДЕ» с правом управления автотранспортными средствами указанной категории, за ним закреплен маршрутный микроавтобус РАФ в а/к Номер ; в приказе от Дата Номер значится, что водителя Коровина А.В. уволить с работы с Дата , по ст. 31 КЗоТ РФ; в приказе от Дата Номер значится, что Коровина А.В.принять на работу с Дата водителем 1 класса на а/машину РАФ -Номер , с 2- месячным испытательным сроком, и со сдельной оплатой; в приказе от Дата Номер -К значится, что водителя Коровина А.В. уволить с работы с Дата , по ст. 31 КЗоТ РФ; путевые и маршрутные листы ППАТП-Номер , ОАО «Данные изъяты» на хранение в архив не сданы.

Таким образом, документального подтверждения работы истца в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не имеется, и из архивной справки не представляется возможным установить, что он работал весь период времени в перечисленных условиях.

Из показаний, допрошенных в судебном заседании свидетелей Б.Н., С.М., работавших вместе с истцом в ОАО «Данные изъяты», следует, что они осуществляли транспортные перевозки пассажиров на автомашинах РАФ (маршрутных такси), остановки производились по пути следования по требованию пассажиров в различных незапрещенных для этого местах; график работы был с 9 часов до 22:00 часов, 2 дня работы, 2 дня дома; выдавались путевые листы, в которых указывались время выезда и заезда автомашины; контроль за выездом осуществлял диспетчер, который выпускал машину на маршрут.

Согласно ч.3 ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. №213-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2010 г.) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Заявляя требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, время работы водителя маршрутного микроавтобуса, истец утверждает, что фактически характер его работы соответствовал требованиям, предъявляемым к водителям автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, ссылаясь на свидетельские показания, что в данном случае является недостаточным и более того недопустимым.

Статьей 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Исходя из изложенного, при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии показания свидетелей являются недопустимыми доказательствами, которыми может быть подтвержден характер условий труда заинтересованного лица.

Из акта документальной проверки от Дата Номер следует, что специалистами пенсионного органа проводилась документальная проверка расчетных ведомостей по начислению заработной платы истцу. По ее результатам    установлено, что в спорные периоды истец работал на микроавтобусе РАФ, имелись простои, командировка и так деле. Кроме того, в расчетных ведомостях на начисление заработной платы с 1993г. по 1996г. Коровин А.В. не значится.

Правила организации перевозок на автомобильном транспорте был утвержден Приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200. Указанными правилами предусматривалось, что для повышения качества обслуживания пассажиров в городах, пригородном и междугородном сообщениях организуются специальные перевозки на микроавтобусах (типа РАФ), легковых автомобилях (типа ГАЗ-24-02 "Волга") по установленным маршрутам - маршрутные таксомоторные перевозки.

Маршрутные таксомоторные перевозки в городах организуются для доставки пассажиров к вокзалам, крупным торговым центрам и другим объектам при наличии постоянного в течение определенного периода времени пассажиропотока.

Посадка (высадка) пассажиров в маршрутные таксомоторы производится на остановочных пунктах и в пути следования по требованию пассажиров (не нарушая правил дорожного движения).

Посадка в пути по требованию производится при наличии свободных мест.

Движение маршрутных таксомоторов осуществляется по расписаниям, составленным на основе материалов обследований пассажиропотоков.

Из названных правил следует, что маршрутные таксомоторные перевозки не относятся к регулярным пассажирским перевозкам, являются специальными, зависят от пассажиропотока, предназначены для доставки пассажиров к вокзалам, крупным объектам и т.д. в течение определенного периода времени. Кроме того, как из объяснений истца, показаний свидетелей и правил следует, что при перевозке на микроавтобусах не предусмотрена посадка и высадка пассажиров на каждой предусмотренной маршрутом остановке. Остановки делаются по требованию пассажиров в пути следования, как для посадки, так и высадки. Доказательств того, что спорный период времени истец регулярно занимался городскими пассажирскими перевозками не представлено.

Таким образом, периоды работы Коровина А.В. в качестве водителя микроавтобуса в ОАО «Данные изъяты» с Дата по Дата , с Дата по Дата правомерно не учтены комиссией по вопросам реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в г. Пензе Пензенской области в специальный стаж.

Поскольку без спорных периодов специальный стаж работы истца составил 7 лет 1 мес. 18 дней, что не достаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по пп.10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», истцу правомерно было отказано в назначении пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

    Коровину А.В. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда РФ ( ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 06.09.2011 года.

Судья:                                         Н.В. Белоглазова