Дело №2-3296/2011 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Белоглазовой Н.В.

при секретаре Чапургиной Ю.А.,

рассмотрев 30 сентября 2011 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Коксина В.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Коксин В.И. обратился в суд с названным иском, указав, что с Дата она работает в системе народного образования. Дата он обратился в ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Дата получил ответ (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от Дата Номер ), в котором ему сообщалось, что комиссией ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области не засчитаны в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды: с Дата по Дата (1 год 6 месяцев 12 дней) - период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву; с Дата по Дата (14 дней) - период нахождения в служебной командировке. С данным решением не согласен. По указанным основаниям просил признать решение комиссии ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер незаконным и обязать ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области засчитать в его стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дата по Дата и период нахождения в служебной командировке с Дата по Дата , назначить ему пенсию с момента возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании истец Коксин В.И. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, иск Коксина В.И. не признала, по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Коксин В.И. Дата обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Коксину В.И. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у него льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж истца период с Дата по Дата – прохождение военной службы в Советской Армии, так как Списком должностей и учреждений, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (действует по периодам до 01.11.1999), включение службы в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрено. В рамках действия постановления № 1397 (до 01.10.1993) указанный период учесть не представляется возможным, так как согласно п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 № 1397, время работы, указанной в п. 1,2,3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. С Дата по Дата – командировка. Согласно п. 5 Правил исчисления…, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 зачет такого периода в специальный стаж не предусмотрен.

Комиссия пришла к выводу, что специальный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 23 года 5 месяцев 6 дней.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период прохождения Коксиным В.И. военной службы по призыву действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Согласно п.п. «г» п. 1 данного Положения, в стаж работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

В соответствии с п. 4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Как следует из материалов дела педагогический стаж истца в образовательных учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками, на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии составляет свыше 2/3 от требуемого 25-летнего специального стажа.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае имеются все необходимые условия, предусмотренные вышеназванным Положением, для включения истцу периода прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с Дата по Дата в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положениями ст. 116 КЗоТ РФ предусматривалось, что за работниками, направленными в служебные командировки сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (средний заработок).

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Таким образом, по смыслу данных правовых норм период нахождения в служебных командировках является периодом трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Как следует из материалов дела, в период нахождения в командировке с Дата по Дата истец продолжал состоять в трудовых отношениях с педагогическим учреждением, в котором он работал, за ним была сохранена средняя месячная заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются копией приказа МОУ гимназия Номер г. Пены от Дата Номер -о, копией карточки-справки за 2007 г.

При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, период нахождения Коксина В.И. в командировке с Дата по Дата как период, признаваемый законом трудовой деятельностью, подлежит зачету в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении.

При этом, суд исходит из того, что ограничение права Коксина В.И. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно материалам пенсионного дела, Коксин В.И. обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку специальный стаж работы Коксина В.И. с учетом оспариваемых ответчиком периодов на момент обращения за пенсией составил более 25 лет, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд считает необходимым назначить истцу трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с Дата .

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Коксина В.И. удовлетворить.

Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Коксину В.И. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Коксину В.И. трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дата по Дата и период нахождения в служебной командировке с Дата по Дата .

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 05 октября 2011 года.

Судья:                                                              Н.В. Белоглазова