Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 октября 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Богатова О.В.,
при секретаре Емелиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Мордвинкиной Т.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области и администрации г. Пензы о предоставлении жилого помещения в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Мордвинкина Т.А. обратилась в суд с названным иском, указав, что она, работая в облздравотделе Министерства образования, которое впоследствии было переименовано в Управление здравоохранения Данные изъяты, была включена в список очередников на улучшение жилищных условий в августе Дата . На момент постановки на учет её семья состояла из Данные изъятых человек: основной квартиросъемщик - муж М.В., Дата рождения, дочь М.И., Дата рождения, свекровь М.Г., Дата рождения. В связи с тем, что в Дата в результате объединения Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития, очередь на получения квартир была аннулирована, она не смогла получить жилую площадь. В Дата министерству было выделено Данные изъяты квартиры, расположенных в доме по Адрес горка, из них Данные изъяты квартир - Областной больнице Данные изъяты остальные Данные изъяты квартиры, под Номер непосредственно министерству здравоохранения. Согласно постановлению Главы Администрации Первомайского района от Дата Номер в строящемся доме по Адрес горка, представлена жилая площадь А.Л. на семью Данные изъяты человека, проживающей по адресу Адрес на жилой площади Данные изъяты кв.м. на Данные изъяты человека в общежитии. Основание представления - как первоочереднику по составу семьи. Однако её семья состояла из Данные изъяты-х человек, которые проживали в комнате (общей площадью Данные изъяты кв.м.) в коммунальной квартире. Соответственно её семейное положение было хуже, нежели у лица, получившего квартиру в данном жилом доме. Несмотря на то, что распределение квартир было осуществлено согласно приказам администрации Данные изъяты, её семья так и не получила жилую площадь.
Просила суд предоставить ей в собственность отдельную квартиру.
В судебном заседании истица Мордвинкина Т.А. и её представитель Лыкова И.В. по доверенности поддержали исковое заявление, пояснив изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, считала, что не имеется оснований для удовлетворения иска, поскольку в законодательстве отсутствует норма права, в соответствии с которой администрация г. Пензы может предоставить истице жилое помещение в собственность.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Беденак А.П., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования Мордвинкиной Т.А. не призгнал, просил суд применить срок исковой давности, в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица администрации Первомайского района г. Пензы в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 ч. 3 Жилищного Кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Мордвинкина Т.А. является инвалидом первой группы по зрению. Её семья состоит их 4-х человек (она, супруг, дочь, свекровь).
Установлено, что работая в облздравотделе Пензенского облисполкома (впоследствии было переименовано в Управление здравоохранения Данные изъяты, Министерство здравоохранения Пензенской области) Мордвинкина Т.А. была в Дата включена в список очередников на улучшение жилищных условий.
Кроме того, Постановлением Главы администрации Данные изъяты от Дата Номер Мордвинкина Т.А. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи Данные изъяты человека, и была включена в список граждан категории «Инвалид 1-2 группы», её учетный номер Номер
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела и не оспариваются сторонами.
Согласно ст. 10 Жилищного Кодекса РФ:
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Предъявляя исковое заявление в суд, истица просит предоставить ей жилое помещение в собственность. Однако, анализируя изложенные выше нормы закона, суд приходит к выводу о том, что норма права, предусматривающая предоставление истице жилья в собственность, отсутствует.
При указанных обстоятельствах, у ответчика администрации г. Пензы отсутствуют полномочия для предоставления Мордвинкиной Т.А. в собственность жилого помещения, поскольку в соответствии с действующим законодательством администрация вправе предоставить жилое помещение лишь по договору социального найма.
Кроме того, ккак установлено в ходе судебного заседания учетный номар Мордвинкиной Т.А. в едином списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Адрес , на Дата – Номер . Очередность граждан сформирована исходя из времени принятия их на учет и включение в списки на получение жилых помещений. Законных оснований для предоставления истице квартиры вне очереди, а тем более в собственность, не имеется.
Также, суд считает, что Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области права истицы не нарушены, поскольку указанным органом государственной власти жилая площадь сотрудникам в настоящее время не предоставляется, т.к. отсутствует ведомственных жилой фонд.
Как следует из справки председателя профсоюзной организации Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата , в связи с тем, что в Дата произошло объединение двух Министерств (Министерство здравоохранения и Министерство труда и социального развития), очередность на получение жилья аннулирована.
Установленных законом оснований для понуждения Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области к предоставлению Мордвинкиной Т.А. жилого помещения в собственность не имеется.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Мордвинкиной Т.А. не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. По мнению суда, истцом избран неверный способ защиты своего права.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства от представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области поступило ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как установлено в судебном заседании, Мордвинкина Т.А. узнала о нарушении своего права как минимум в Дата . Таким образом, срок исковой давности истицей пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности истицей и ее представителем в ходе рассмотрения дела суду не представлено. Суд считает возможным применить срок исковой давности к исковым требованиям истца.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Мордвинкиной Т.А. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Мордвинкиной Т.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области и администрации г. Пензы о предоставлении жилого помещения в собственность оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2011 года.
Судья О.В.Богатов