Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Белоглазовой Н.В.
при секретаре Чапургиной Ю.А.,
рассмотрев 18 октября 2011 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Куницыной С.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Куницына С.Н. обратилась в суд с названным иском, указав, что Дата она обратилась в УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области по вопросу назначения трудовой пенсии досрочно в связи с осуществлением врачебной деятельности более 30 лет. В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в г. Пензе от Дата Номер в ее специальный стаж не были зачетны следующие периоды: с Дата по Дата в ТМО "Психиатрия-Наркология", курсы повышения квалификации - 29 дней, командировка продолжительностью 1 месяц 14 дней., циклы усовершенствования врачей - 1 месяц 26 дней. С решением комиссии она не согласна.
Просила суд признать отказа ответчика в назначении досрочной пенсии незаконным, обязать УПФР в г.Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости досрочно, включив в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , курсы усовершествования врачей с Дата по Дата , с Дата по Дата , командировки с Дата по Дата , период работы в ТМО "П." с Дата по Дата .
В судебном заседании истица Куницына С.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнила заявленные требования и просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы в должности врача-психиатра ТМО "П." с Дата по Дата , периоды обучения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , курсы усовершенствования врачей с Дата по Дата , с Дата по Дата , командировки с Дата по Дата .
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, с иском Куницыной С.Н. не согласилась по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Куницына С.Н. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Куницыной С.Н. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанным решением в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены следующие периоды: работы в должности врача-психиатра ТМО "П." с Дата по Дата , т.к. данное учреждение законодателем исключено из числа учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию; периоды обучения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , курсы усовершенствования врачей с Дата по Дата , с Дата по Дата , командировки с Дата по Дата .
По мнению Комиссии, суммарный специальный стаж истицы составил 25 лет 6 месяцев 20 дней.
Истице была назначена пенсия на общих основаниях по старости с Дата по достижении 55 летнего возраста. Однако, первоначальное обращение в пенсионный орган имело место Дата на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности. Истица считает, что имела право на досрочное назначение пенсии с указанной даты, поскольку со спорными периодами она имела необходимый 30 летний стаж.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2002 года № 781, работа в должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность, в больницах всех наименований, подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Вместе с тем, в законодательстве отсутствует понятие «врачебная деятельность».
Из буквального содержания подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» можно сделать вывод о том, право на досрочное назначение трудовой пенсии связывается законодателем не только с осуществлением лечения граждан (выполнением обязанностей лечащего врача и его назначений), но и с иной деятельностью, связанной с охраной здоровья населения, т.е. медицинской деятельностью.
Согласно п. 4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением правительства РФ от 22 января 2007 года № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Приложением к названому положению работы по психиатрии и психиатрии-наркологии отнесены к медицинской деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.
Согласно ст. 19 данного Закона право на врачебную деятельность по оказанию психиатрической помощи имеет врач-психиатр, получивший высшее медицинское образование и подтвердивший свою квалификацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что под «осуществлением врачебной деятельности» следует понимать осуществление врачами учреждений здравоохранения (их структурных подразделений) обязанностей, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (в данном случае психиатрической и наркологической помощи) населению.
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что в периоды работы в должности врача-психиатра ТМО "П." Куницына С.Н. осуществляла деятельность в учреждениях здравоохранения, непосредственно связанную с оказанием населению психиатрической и наркологической помощи.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 ноября 1999 года № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в п. 8 которой указано, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО.
Постановлением Минтруда РФ от 14 мая 2001 года № 38 предусматривалось, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Приказом Управления здравоохранения от 25 сентября 1995 года № 270 путем реорганизации (слияния) областной психиатрической больницы и территориального медицинского объединения «Наркология» было создано областное объединение «Психиатрия-наркология». Данный приказ был принят в развитие Постановления Правительства РФ № 522 «О мерах по обеспечению психиатрической помощи и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами», приказа МЗ РФ № 256 «Об организации отделений (палат) неотложной наркологической помощи», в целях совершенствования психонаркологической службы области, концентрации средств и кадровых ресурсов, по согласованию с МЗ и МП РФ и во исполнение постановления областной администрации №555 от 08 сентября 1995 года.
Приказом главного врача Данные изъяты от Дата Номер указанный приказ был доведен до сведения трудового коллектива лечебного учреждения, соответствующие изменения были внесены в трудовую книжку истицы.
Во исполнение Постановления Губернатора – Председателя Правительства Пензенской области от Дата Номер , Приказа начальника Управления здравоохранения от Дата Номер , в целях приведения в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения названия областного объединения «Психиатрия-наркология» и в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от Дата Номер , Приказом главного врача Областного объединения «П.» от Дата Номер Областное объединение «Психиатрия-Наркология» было переименовано в областное территориальное медицинское объединение «П.» с Дата .
Приказом Министерства здравоохранения Пензенской области от Дата Номер территориальное медицинское объединение П. было переименовано в государственное учреждение здравоохранения «О.».
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала истица в спорные периоды времени, не повлекло изменение его медицинского профиля, а обязанности, выполняемые Куницыной С.Н., остались неизменными и были связаны с осуществлением деятельности по охране здоровья граждан.
Таким образом, периоды работы Куницыной С.Н. в указанной должности, в течение которых истицей выполнялись обязанности, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи населению, т.е. осуществлением врачебной деятельности, на основании вышеприведенных правовых норм подлежат зачету в ее специальный стаж.
Также суд находит неправомерным исключение ответчиком из специального стажа истицы периодов ее нахождения в командировках, на курсах повышения квалификации и усовершенствования врачей.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями ст. ст. 112 и 116 КЗоТ РФ предусматривалось, что за работниками, направленными для повышения квалификации с отрывом от производства и в служебные командировки сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (средний заработок).
В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в служебных командировках являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Как следует из материалов дела, в периоды нахождения в командировках с Дата по Дата , а также в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , курсах усовершенствования врачей с Дата по Дата истица продолжала состоять в трудовых отношениях с лечебными учреждениями, в которых она работала, за ней была сохранена средняя месячная заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются архивными справками ГУЗ Данные изъяты приказами, справками Данные изъяты.
При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, периоды нахождения Куницыной С.В. в командировках с Дата по Дата , а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , курсах усовершенствования врачей с Дата по Дата , как периоды, признаваемые законом трудовой деятельностью, подлежат зачету в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении.
При этом, суд исходит из того, что ограничение права Куницыной С.Н. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку специальный стаж работы Куницыной С.В. с учетом спорных периодов на дату обращения Дата составил 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истице трудовую пенсию с указанной даты (даты обращения).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Куницыной С.Н. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Куницыной С.Н. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы в должности врача-психиатра ТМО П. с Дата по Дата , периоды обучения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , курсы усовершенствования врачей с Дата по Дата , с Дата по Дата , командировки с Дата по Дата .
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 24 октября 2011 года.
Судья Н.В.Белоглазова