Дело № 2-2911/11 Решение о взыскании налога и пени



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 октября 2011 г.                                г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе председательствующего судьи Кудинова Р.И., при секретаре Черняевой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2911/11 по иску ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы к Черноусану Д.В. о взыскании земельного налога и пени,

установил:

ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с Черноусана Д.В. налог на землю за Дата , авансовый платеж по земельному налогу за Дата в сумме Данные изъяты руб.

В обоснование иска указала, что Черноусану Д.В. с Дата по Дата принадлежал земельный участок с кадастровым номером Номер , актуальная кадастровая стоимость - Данные изъяты руб. Налоговым органом за Дата был начислен земельный налог в сумме Данные изъяты руб. на основании налогового уведомления Номер от Дата ; за Дата был начислен земельный налог в сумме Данные изъяты руб. на основании налогового уведомления Номер от Дата ; за Дата был начислен земельный налог в сумме Данные изъяты руб. на основании налогового уведомления Номер от Дата ; за Дата был начислен авансовый платеж по земельному налогу в сумме Данные изъяты руб. на основании налогового уведомления Номер . Ответчику было предложено уплатить вышеуказанные суммы налога. Однако до настоящего времени оплата не произведена. В связи с этим в адрес ответчика было выставлено требование об уплате налога Номер от Дата Факт отправки требования подтверждается реестром отправки заказной корреспонденции от Дата До настоящего времени указанное требование не исполнено.

В ходе судебного разбирательства представитель ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы Белая Е.В. уточнила исковые требования, просив взыскать с Черноусан Д.В. налог на землю за Дата , авансовый платеж по земельному налогу за Дата в сумме Данные изъяты руб. и пени в сумме Данные изъяты руб.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы Белая Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Ответчик Черноусан Д.В. просил отказать в удовлетворении иска, поскольку счел, что налог должен быть исчислен не с кадастровой, но рыночной стоимости земельного участка.

Представитель третьего лица ФБУ "Кадастровая палата по Пензенской области" просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Черноусану Д.В. с Дата по Дата принадлежал земельный участок с кадастровым номером Номер , актуальная кадастровая стоимость - Данные изъяты руб.

Указанный земельный участок принадлежал ответчику на праве личной собственности, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Также установлено, что на основании сведений, представленных Управлением Росреестра по Адрес о целевом назначении указанного земельного участка, его площади, кадастровой стоимости Инспекцией произведено начисление земельного налога за Дата

В адрес ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления Номер , Номер , Номер , Номер об оплате земельного налога и пени с указанием сроков для уплаты налога и пени.

В связи с неоплатой ответчиком земельного налога в срок, указанный в уведомлениях, инспекцией в его адрес было направлено требование Номер об уплате земельного налога в сумме Данные изъяты руб. и пени в сумме Данные изъяты руб. Однако до настоящего времени обязательство по уплате налога и пени не исполнено.

Дата мировым судьей по заявлению Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы был вынесен судебный приказ на взыскание с ответчика задолженности по налогу, который по заявлению ответчика определением мирового судьи от Дата отменен, после чего, Инспекция ФНС России по Первомайскому району г. Пензы обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, срок исполнения требования Номер от Дата об уплате Черноусаном Д.В. земельного налога за Дата истек Дата С первоначальным заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Черноусана Д.В. налога ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы обратилась к мировому судье своевременно – в пределах шестимесячного срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ. Дата мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с налога и пени. Определением мирового судьи от Дата указанный судебный приказ был отменен.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспаривались.

Однако с исковым заявлением в суд ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы обратилась только Дата , то есть с пропуском шестимесячного срока подачи искового заявления в районный суд. Одновременно истец просит восстановить пропущенный срок, ссылаясь на невозможность своевременно обратиться в Ленинский районный суд г. Пензы в виду проведения проверки обоснованности отмены судебного приказа, направления соответствующих запросов.

При указанных обстоятельствах обращение истца в предусмотренном законом порядке к мировому судье за выдачей судебных приказов имело место в установленные законом сроки. Превышение предусмотренного ст. 48 НК РФ срока при повторном обращении в суд имело место в связи с обстоятельствами выдачи судебного приказа и его последующей отмены. При этом за вычетом времени со дня обращения за выдачей судебного приказа до дня отмены судебного приказа, подлежащего исключению из предусмотренного ст. 48 НК РФ срока, обращение в суд с нарушением указанного срока имело место в связи с тем, что истец получил копию определения мирового судьи об отмене судебного приказа только Дата , после чего в разумный срок обратился в суд с настоящим иском. При таком положении срок для обращения в суд с требованиями о взыскании налога за Дата и пени подлежит восстановлению согласно положениям ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Главой 31 НК РФ.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Учитывая, что ответчиком не представлено суду доказательств уплаты налога, суд считает, что требования ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы о взыскании с Черноусана Д.В. земельного налога за Дата в сумме Данные изъяты руб. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

При этом к доводам Черноусана Д.В. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Адрес , представленной Инспекцией ФНС России по Первомайскому району г. Пензы, суд относится критически по следующим основаниям.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных Постановлением Правительства Пензенской области от 4 июня 2003 г. № 236-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Пензенской области" (за 2007-2009 г.г.), Постановлением Правительства Пензенской области от 27 ноября 2009 г. № 918-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Пензенской области" (за 2010 г.).

Согласно ст. ст. 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как следует из содержания нормы ст. 66 ЗК РФ (в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом № 167-ФЗ от 22 июля 2010 г.) оценка земли производилась двумя способами: определение рыночной стоимости в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности; определение кадастровой стоимости путем проведения государственной кадастровой оценки земель.

Порядок государственной кадастровой оценки земель был утвержден Постановленном Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 и принятыми в соответствии с ним Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ с 8 апреля 2000 г. № 316 результаты кадастровой оценки земель действительны 5 лет.

    Федеральным законом № 167-ФЗ от 22 июля 2010 г. внесены изменения, в том числе и в ЗК РФ.

    Частью 3 ст. 66 ЗК РФ (в новой редакции) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного устанавливается равной его рыночной стоимости.

    При этом порядок кадастровой оценки земель регулируется главой III.I Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", также введенной в названный закон Федеральным законом № 167-ФЗ от 22 июля 2010 г.

        Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 22 июля 2010 закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу, то есть с 26 июля 2010 г. Таким образом, к порядку вступления в силу данного закона применяются правила ст. 4 ГК РФ об отсутствии распространения обратной силы норм данного закона на ранее возникшие отношения.

Статьей 5 Федерального закона № 167-ФЗ от 22 июля 2010 г. установлено что, положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

По смыслу указанных норм в их системной взаимосвязи, порядок определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (часть 3 ст. 66 ЗК РФ), а также применение порядка оспаривания результатов кадастровой оценки (глава III.I Закона об оценочной деятельности) могут быть применены только к тем случаям, когда кадастровая оценка проведена на основании договора, заключенного после вступления в силу Федерального закона № 167-ФЗ от 22 июля 2010 г., то есть к результатам кадастровой оценки, проведенной по истечении 5-летнего срока действия результатов прежней кадастровой оценки. При таких обстоятельствах применение указанных норм к результатам кадастровой оценки, утвержденным ранее указанной даты, названными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Между тем, в рассматриваемом случае результаты кадастровой оценки спорных земельных участков утверждены в 2007 г. и в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 действительны в течение 5 лет.

Указанный вывод подтверждается также содержанием нормы ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, согласно которой основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Вместе с тем в данном случае ответчик не оспаривает результаты кадастровой оценки земельного участка, утвержденных в 2003, 2009 г.г., и не представляет результаты рыночной стоимости земельного участка на дату утверждения результатов кадастровой оценки, тогда как изменение кадастровой стоимости в виде установления рыночной стоимости земельного участка без оспаривания результатов кадастровой оценки на дату ее установления действующим законодательством не предусмотрено.

Ввиду указанного, отсутствуют материально-правовые основания для удовлетворения требований Черноусана Д.В.

Кроме того, нормой ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости. Из названной нормы следует, что к заявлению заинтересованного лица об оспаривании результатов кадастровой оценки прикладывается в том числе положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (абз. 18 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что вопрос об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Адрес , не был предметом судебного разбирательства, Черноусан Д.В. за защитой своих нарушенных прав вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке искового производства.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку в установленные в налоговых уведомлениях сроки оплата земельного налога не была произведена, на сумму начисленного и неуплаченного налога подлежит начислению пеня, размер которой за период исчисленный истцом составил Данные изъяты руб. Расчет пени приведен в заявлении, проверен судом и признан правильным, соответствующим требованиям вышеназванной нормы.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, в соответствии с названной нормой, с Черноусана Д.В. в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в сумме Данные изъяты руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Инспекции ФНС России по Первомайскому району г. Пензы удовлетворить.

Взыскать с Черноусана Д.В. земельный налог за Дата в сумме Данные изъяты руб. и пени в сумме Данные изъяты руб.

Взыскать с Черноусана Д.В. государственную пошлину в федеральный бюджет в размере Данные изъяты руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2011 г.

Судья Кудинов Р.И.