Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Белоглазовой Н.В.
при секретаре Чапургиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 08 ноября 2011 года гражданское дело по иску Топчего Ю.Т. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Топчий Ю.Т. обратился в суд с названным иском, указав, что он подавал в УПФР г. Пензы заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001. Им были предоставлены все необходимые документы. Однако Решением комиссии Номер от Дата ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ не были засчитаны следующие периоды работы, не включение которых считал необоснованным: с Дата по Дата (10 лет) - в должности заведующего 2 фтизиатрическим отделением, врача-фтизиатра ТМО «Фтизиатрия» со ссылкой на то, что в числе лечебно- профилактических структурных подразделений ТМО, предусмотренных п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 данные структурные подразделения не предусмотрены; в 1991 году - 15 дней, в 1995 году - 1 месяц, с Дата по Дата (13 дней) - нахождение на курсах повышения квалификации, так как согласно п. 5 Правил зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен. С решением комиссии не согласен.
Просил суд: 1) Признать решение комиссии от Дата Номер об отказе ей в назначении досрочной пенсии незаконным; 2) Засчитать в льготный стаж следующие периоды работы: - с Дата по Дата в должности заведующего 2 фтизиатрическим отделением, врача-фтизиатра ТМО «Фтизиатрия»; в 1991 году - 15 дней, в 1995 году - 1 месяц, с Дата по Дата - нахождение на курсах повышения квалификации; 3) Признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии; 4) Обязать ответчика назначить ему пенсию с момента наступления льготного стажа, необходимого для начисления досрочной трудовой пенсии.
В судебном заседании истец Топчий Ю.Т. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил заявленные требования и просил суд: 1) признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер в части отказа ему в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ему трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период его работы с Дата по Дата в должности заведующего 2 фтизиатрическим отделением, врача-фтизиатра ТМО «Фтизиатрия» (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы Дата – Дата , работы Дата в качестве заведующего отделением без осуществления врачебной деятельности), периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 1991 г. – 15 дней, в 1995 г. – 1 месяц, с Дата по Дата .
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, с иском Топчего Ю.Т. не согласилась по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .
Представитель третьего лица – ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Топчий Ю.Т. Дата обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Топчий Ю.Т. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Указанным решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был зачтен период работы истца с Дата по Дата в должности заведующего 2 фтизиатрическим отделением, врача-фтизиатра ТМО «Фтизиатрия» (включая периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы Дата -Дата и курсах повышения квалификации в 1991 г. – 15 дней, в 1995 г. – 1 месяц,), а также не был включен период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата .
По мнению Комиссии, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 19 лет 11 месяцев 29 дней.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которое применялось до 01 ноября 1999 года, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 ноября 1999 года № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в п. 8 которой указано, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО.
Постановлением Минтруда РФ от 14 мая 2001 года № 38 предусматривалось, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Как следует из копии Устава ТМО «Фтизиатрия» данное учреждение является государственным учреждением здравоохранения. Основной целью ТМО является улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу: снижение заболеваемости туберкулезом населения области, а также предупреждение инфицированности. Согласно п. 2.2 Устава ТМО в соответствии со своими задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет: профилактическую, лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь населению и т.п. Областной противотуберкулезный диспансер является головным учреждением ТМО и осуществляет функции вышестоящего органа управления по отношению к филиалам и подразделениям, входящим в его состав (п. 2.5).
Согласно копии Устава ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер», ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» является лечебно-профилактическим учреждением Пензенской области. Основной задачей Учреждения является оказание специализированной противотуберкулезной помощи населению в Пензенской области. Основными видами деятельности Учреждения являются: лечебно-диагностическая, профилактическая помощь населению; оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической противотуберкулезной помощи и т.п. (п. 2.2).
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что изменение наименования лечебного учреждения, в котором работал истец в спорный период времени, не повлекло изменение его медицинского профиля, а обязанности, выполняемые Топчим Ю.Т., остались неизменными и были связаны с осуществлением деятельности по охране здоровья граждан.
При разрешении спора суд учитывает, что формальное несоответствие наименования учреждения здравоохранения, где работал истец, со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации права Топчего Ю.Т. на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную лечебную деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.
С учетом изложенного, оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер в части отказа Топчему Ю.Т. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истца со дня его принятия.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положениями ст. 112 КЗоТ РФ предусматривалось, что за работниками, направленными для повышения квалификации с отрывом от производства сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством (средний заработок).
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что Топчий Ю.В. проходил курсы повышения квалификации: в 1991 г. – 15 дней, в 1995 г. – 1 месяц, а также с Дата по Дата . В указанные периоды за истцом была сохранена заработная плата.
При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, периоды нахождения Топчего Ю.В. на курсах повышения квалификации, как периоды, признаваемый законом трудовой деятельностью, подлежат зачету в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении.
При этом, суд исходит из того, что ограничение права Топчего Ю.Т. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно материалам пенсионного дела, Топчий Ю.Т. обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку специальный стаж работы Топчего Ю.Т. с учетом оспариваемого ответчиком периода на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд считает необходимым назначить истице трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с Дата .
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Топчего Ю.Т. удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер в части отказа Топчему Ю.Т. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Топчему Ю.Т. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период его работы с Дата по Дата в должности заведующего 2 фтизиатрическим отделением, врача-фтизиатра ТМО «Фтизиатрия» (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы Дата – Дата , работы Дата в качестве заведующего отделением без осуществления врачебной деятельности), периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 1991 г. – 15 дней, в 1995 г. – 1 месяц, с Дата по Дата .
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 14 ноября 2011 года.
Судья: Н.В.Белоглазова