Дело №2-3472/2011 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Белоглазова Н.В.

при секретаре Чапургиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 08 ноября 2011 гражданское дело по иску Миронкиной Н.Г. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Миронкина Н.Г. обратилась в суд с названным иском, указав, что она подала заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области. Однако, решением от Дата ей было отказано, в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны следующие периоды: с Дата по Дата - период нахождения в отпуске по беременности и родам (календарно); с Дата по Дата - период нахождения в должности старшего лаборанта судебно-химического отделения; с Дата по Дата - курсы повышения квалификации. С указанным решением она не согласна.

Просила суд: 1) признать протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области включить в ее специальный стаж следующие периоды: с Дата по Дата - период нахождения в отпуске по беременности и родам (календарно); с Дата по Дата - период нахождения в должности старшего лаборанта судебно-химического отделения; с Дата по Дата - курсы повышения квалификации, 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, а именно с Дата .

В судебном заседании Миронкина Н.Г. исковые требования уточнила, просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период нахождения в отпуске по беременности и родам с Дата по Дата , период работы в должности старшего лаборанта судебно-химического отделения Данные изъяты с Дата по Дата в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) период прохождения курсов повышения квалификации с Дата по Дата в календарном исчислении. Пояснила, что как старший лаборант судебно-химического отделения Данные изъяты, она дополнительно к обязанностям лаборанта была материально ответственным лицом, вела табель учета рабочего времени. Работала с биологическими материалами, готовила из него пробы для исследований. За вредные условия работы ей производилась доплата 30% от зарплаты.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер .

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Миронкина И.Г. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.

Принимая указанное решение, комиссия включила в специальный стаж истицы в календарном, а не в льготном исчислении период Дата по Дата - период нахождения в отпуске по беременности и родам.

Кроме того, в ее специальный стаж Комиссия не включила периоды: с Дата по Дата - работа в должности старшего лаборанта судебно-химического отделения Данные изъяты; а также период прохождения курсов повышения квалификации с Дата по Дата

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка материнства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 года (которое в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, применяется к периодам работы, имевшим место до 01 ноября 1999 года), работа в качестве врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности подлежала включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи осуществлением лечебной деятельности.

При этом, льготный порядок исчисления специального стажа был установлен Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР N 464 от 06 сентября 1991 года и производился по следующим правилам:

- врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях за 1 год и 6 месяцев.

Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, и действующих на момент разрешения спора, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

- лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подп. "а", так и подп. "б" настоящего пункта. При этом, льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Согласно Списка должностей и учреждений…, утвержденных этим же постановлением в специальный стаж подлежит включению работа лаборанта в Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Из имеющейся в материалах дела справки Номер от Дата , выданной ГУЗ Данные изъяты уточняющей особый характер работ следует, что Миронкина Н.Г. с Дата работала в данном учреждении здравоохранения в должности старшего лаборанта судебно-химического отдела, с Дата по настоящее время – в должности лаборанта судебно-химического отделения. Данная работа относится к списку 27-ГДХР.

В соответствии с должностной инструкцией старшего лаборанта судебно-химического отделения Данные изъяты старший лаборант отделения организует работу и руководит подчинёнными ему средним и младшим мед.персоналом. Старший лаборант отделения обеспечивает: подбор и расстановку кадров среднего и младшего медперсонала, а также организацию их труда;    контроль за выполнением техники безопасности персоналом отделения; рациональное использование медицинской аппаратуры, реактивов, посуды, инструментария и другого мед. оборудования.

Старший лаборант обязан владеть всеми основными приемами работы, подготавливать биологический материал для производства судебно-химических экспертиз внутренних органов, крови, мочи от трупов на наличие алкоголя и других ядовитых вещества, а также крови из вены и мочи от живых лиц на наличие алкоголя, сильнодействующих и других одурманивающих веществ от наркоманов, работа с агрессивными кислотами, едкими щелочами, тяжёлыми металлами, ядами крови (бензол, толуол, нитриты и др.), органическими растворителями и т.д.

Как следует из пояснений допрошенного в судебном заседании свидетеля С.Н., работавшей вместе с истицей в спорный период в должности судебно-медицинского эксперта, Миронкина Н.Г. работала в Данные изъяты старшим лаборантом судебно-химического отделения. В ее должностные обязанности входили те же должностные обязанности, что у лаборанта, а именно, подготовка биологического материала от трупов, и дополнительно ведение документации, в том числе табелей учета рабочего времени, материальная ответственность.

Свидетель О.К. суду показал, что работает с истицей в одном отделении Данные изъяты с 1990 г. Свидетель работает лаборантом. Миронкина Н.Г. с 1995 г. по 2005 г. работала старшим лаборантом, сейчас лаборантом судебно-химического отделения. В обязанности старшего лаборанта входят те же должностные обязанности, что и у лаборанта, готовить биологический материал для производства судебно-химических экспертиз внутренних органов, крови, мочи от трупов на наличие алкоголя и других ядовитых вещества и дополнительная работа с документацией.

У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелями обстоятельства, поскольку их показания последовательны, в исходе дела указанные свидетели не заинтересованы. Кроме того, показания свидетелей подтверждаются записями в их трудовых книжках, приобщенных к материалам дела.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период с Дата по Дата Миронкина Н.Г. фактически работала лаборантом судебно-химического отделения Данные изъяты, и данная работа должна быть зачтена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, как год и шесть месяцев.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ № 5 от 22 мая 1996 года, утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 29 от 22 мая 1996 года, предусматривалось, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В силу вышеприведенных нормативных актов, время нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с Дата по Дата , в течение которого ей выплачивалось пособие по временной нетрудоспособности, подлежит включению в ее трудовой стаж в льготном исчислении (как 1 год за 1 год и 6 месяцев), поскольку в данный период времени Миронкина Н.Г. занимала должность лаборанта химического отделения Данные изъяты, и данная работа была засчитана ответчиком в ее специальный стаж в льготном исчислении.

В этой связи, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность по включению указанного периода нахождения Миронкиной Н.Г. в отпуске по беременности и родам в ее специальный стаж в льготном исчислении (как 1 год за 1 год и 6 месяцев), поскольку исчисление данного периода было неправомерно произведено пенсионным органом в календарном порядке.

Согласно материалам дела с Дата по Дата Миронкина Н.Г. находилась на курсах повышении квалификации.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации

Согласно справки ГУЗ «Областное бюро СМЭ» на время нахождения истицы на курсах повышения квалификации за ней сохранялся заработок.

При таких обстоятельствах, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Из материалов учетного дела усматривается, что Миронкина Н.Г. обратилась за назначением досрочной пенсии Дата

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Принимая во внимание, что специальный стаж Миронкиной Н.Г. с учетом включения спорных периодов, на дату обращения Дата за пенсией составил более 30 лет, суд считает возможным назначить ей пенсию с указанной даты.

Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Миронкиной Н.Г. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Номер от Дата в части отказа Миронкиной Н.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области назначить Миронкиной Н.Г. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период нахождения в отпуске по беременности и родам с Дата по Дата , период работы в должности старшего лаборанта судебно-химического отделения Данные изъяты с Дата по Дата в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) период прохождения курсов повышения квалификации с Дата по Дата в календарном исчислении.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2011 года.

Судья                                 Н.В.Белоглазова