Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Белоглазовой Н.В.
при секретаре Чапургиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 13 декабря 2011 года гражданское дело по иску Спирькиной Т.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Спирькина Т.Е. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, указав, что с Дата работает в системе народного образования. На Дата она проработала в народном образовании более 25 лет, тем самым получила право на пенсию, установленную п.п. 19 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях». Дата она обратилась с заявлением в ГУ У ПФР в г. Пензе Пензенской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Дата она получила ответ (протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (Государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер ), в котором ей сообщалось, что комиссией ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области не засчитаны в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью: с Дата по Дата (00 лет 02 месяца 23 дня) - период работы в должности воспитателя в муниципальном образовательном учреждении начальная школа - детский сад компенсирующего вида Номер г. Пензы; с Дата по Дата (00 лет 01 месяц 00 дней) – период нахождения в ученическом отпуске. Также считала, что период с Дата по Дата –прохождение действительной военной службы в составе Вооруженных сил СССР подлежит включению в ее специальный стаж. С решением комиссии она не согласна.
Просила суд: 1) Признать решение комиссии ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер незаконным и обязать ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области засчитать в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности воспитателя в муниципальном образовательном учреждении начальная школа - детский сад компенсирующего вида Номер г. Пензы с Дата по Дата ; период нахождения в ученическом отпуске с Дата по Дата ; период прохождения действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с Дата по Дата , 2) Назначить ей пенсию с момента возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании истица Спирькина Т.Е. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Улиткина Т.С., действующая на основании доверенности, иск не признала, по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Спирькина Т.Е. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Принимая указанное решение, Комиссия, в частности, не включила в специальный стаж истицы периоды ее работы с Дата по Дата в должности воспитателя в муниципальном образовательном учреждении комбинированного вида «Детский сад – начальная школа Номер г. Пензы»; периоды нахождения в учебном отпуске с Дата по Дата .
По мнению Комиссии, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 24 года 7 месяцев 11 дней.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, засчитывается работа в должности воспитателей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, к числу которых относится начальная школа – детский сад.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно п. 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 года (с последующими изменениями), дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делились на виды, в числе которых значился «детский сад комбинированного вида», в состав которого могли входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании.
На основании постановления Главы администрации г. Пензы от Дата Номер детский сад Номер и муниципальное учреждение ясли-сад – специализированная начальная школа Номер для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата реорганизовано в МОУ комбинированного вида «Детский сад - начальная школа Номер ».
На основании данного постановления приказом Отдела образования администрации г.Пензы от Дата Номер постановлено: реорганизовать детский сад Номер и МУ «Ясли-сад- специализированная начальная школа Номер для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» в МОУ комбинированного вида «Детский сад - начальная школа Номер ».
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что работая воспитателем в МОУ комбинированного вида «Детский сад - начальная школа Номер » в спорные периоды времени, истица выполняла функции, тождественные функциям воспитателей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, к числу которых относится начальная школа – детский сад.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Свидетель П.Т. пояснила суду, что она работает вместе с истицей в МДОУ детский сад Номер г. Пензы с 1986 года в должностях воспитателей. За период их трудовой деятельности наименование данного детсада неоднократно менялись, но их должностные обязанности не менялись. С 1995 года воспитанниками данного учреждения являлись дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). В данном учреждении были укомплектованы детские дошкольные группы, а также были организованы начальные классы для данных детей, где им были созданы специальные условия для обучения по программе начальной школы. С указанного времени данное учреждение сочетало в себе функции, как детского сада, так и начальной школы для указанных детей. Образовательный профиль учреждения и функции педагогических работников, в том числе воспитателей, до настоящего времени остались неизменными.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелем обстоятельства, поскольку его показания последовательны, в исходе дела указанные лица не заинтересованы. Кроме того, показания свидетеля подтверждаются копией его трудовой книжки, а также копиями документов, имеющихся в материалах дела.
Согласно копии Устава унитарного образовательного учреждения муниципального детского сада Номер комбинированного вида Номер «Детский сад – начальная школа» данное учреждение является образовательным учреждением, создается в целях обеспечения оптимальных условий для воспитания и обучения детей, обеспечения преемственности в содержании и организации учебно-воспитательного процесса, эффективности использования кадрового потенциала, финансовых средств и помещений. В состав муниципального детского сада комбинированного вида входят: общеразвивающие группы от 1,5 лет до 7 лет с приоритетным осуществлением интеллектуального и физического развития воспитанников; компенсирующие группы от 2-х до 7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата и от 5 до 7 лет с нарушением речи; классы школы для детей от 7 до 11 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата с приоритетным осуществлением квалифицированно коррекции отклонений в физическом развитии воспитанников.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что период работы Спирькиной Т.Е. в должности воспитателя в МОУ комбинированного вида детский сад – начальная школа Номер с Дата по Дата подлежит зачету в ее специальный стаж.
При разрешении спора суд учитывает, что изменение наименования образовательного учреждения, в котором работала Спирькина Т.Е. в спорные периоды, осуществлялось на основании решений органа местного самоуправления (Администрации г. Пензы), данное обстоятельство не зависело от воли истицы и само по себе не может ограничивать ее право на пенсионное обеспечение. Также суд учитывает, что изменение наименований учреждения, в котором работала истица в спорные периоды, не повлекло изменение его образовательного профиля, а обязанности, выполняемые Спирькиной Т.Е., остались неизменными и были связаны с осуществлением педагогической деятельности. При этом, как следует из протокола Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер , период работы истицы в МОУ начальная школа – детский сад Номер был включен ответчиком в ее специальный стаж.
Формальное несоответствие наименования образовательного учреждения, в котором работала истица в спорный период времени, с наименованием образовательных учреждений, указанных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации Спирькиной Т.Е. права на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную педагогическую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Согласно ст. 198 КЗоТ РФ (действовавшей в спорные периоды) студентам, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялся отпуск на первом и втором курсах-30 календарных дней, на третьем и последующих курсах-40 календарных дней. Кроме того, на период сдачи государственных экзаменов предоставлялся отпуск 30 календарных дней.
За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохранялась заработная плата.
Анализ вышеуказанного законодательства позволяет прийти к выводу, что законодатель относит ученические отпуска к категории дополнительных оплачиваемых отпусков, на период которых за работником сохраняется заработная плата.
Как следует из материалов дела Спирькиной Т.Е. с Дата по Дата предоставлялся ученический отпуск с сохранением заработной платы в связи с обучением в учебном заведении, что подтверждается копией соответствующего приказа. Периоды отпусков не превышают установленных ст. 198 КЗоТ РФ, а потому в силу вышеприведенных правовых норм подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Таким образом, по смыслу данных правовых норм, периоды нахождения в ученических отпусках являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела архивной справки Центрального архива Министерства обороны Данные изъяты от Дата Спирькина (Нестерович) Т.Е. проходила действительную военную службу в Вооруженных силах СССР с Дата по Дата в должности телефониста- линейного надсмотрщика, что подтверждается копией военного билета.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период прохождения Спирькиной Т.Е. действительной военной службы по призыву действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».
Согласно п.п. «г» п. 1 данного Положения, в стаж работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
В соответствии с п. 4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Как следует из материалов дела педагогический стаж истца в образовательных учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками, на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии составляет свыше 2/3 от требуемого 25-летнего специального стажа, т.е. более 16 лет и 8 месяцев.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае имеются все необходимые условия, предусмотренные вышеназванным Положением, для включения истице периода прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с Дата по Дата в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Таким образом, оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Спирькиной Т.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истицы со дня его принятия.
При этом, суд исходит из того, что ограничение права Спирькиной Т.Е. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно материалам пенсионного дела, Спирькина Т.Е. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку специальный стаж работы Спирькиной Т.Е. с учетом оспариваемых ответчиком периодов, на момент обращения за пенсией составил более 25 лет, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истице трудовую пенсию с Дата .
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Спирькиной Т.Е. удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер в части отказа Спирькиной Т.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Спирькиной Т.Е. трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы в должности воспитателя в муниципальном образовательном учреждении комбинированного вида детский сад – начальная школа Номер с Дата по Дата ; период нахождения в ученическом отпуске с Дата по Дата , период прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах СССР с Дата по Дата .
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 19 декабря 2011 года.
Судья Н.В.Белоглазова