Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.
при секретаре Чапургиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 03 октября 2011 года гражданское дело по иску Садымака И.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к перерасчету пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Садымак И.Ф. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области, указав, что является военным пенсионером на основании 156-ФЗ от 22.07.2008. У него возникло право с Дата на получение страховой части трудовой пенсии по старости при условии трудового стажа не менее 5 лет, исчисление размера пенсии с 12 месяцев непрерывной работы, его трудовой (страховой) стаж составляет 23 года 8 месяцев. Он жил и работал после службы в армии в р.Молдова (1976-2000 г.г.). В 2000 г. он переехал в г.Пензу – на родину жены, имеет гражданство РФ. После переезда он не работал. Между РФ и р.Молдова принято Соглашение (договор) Правительства РФ и р.Молдова «О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» 10.02.1995 г. В ст. 6 п.3 данного Соглашения определено, что для граждан, работавших в РФ после переселения размер пенсии исчисляется из заработка в РФ. Для граждан, которые не работали в РФ после переселения размер пенсии исчисляется по законодательству РФ (государства переселения) размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого он переселился. В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. В декабре его пригласили в УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области и предложили написать заявление о назначении ему страховой части пенсии и объяснили, какие необходимо предоставить документы. Все документы он предоставил, и ему была назначена пенсия, размером которой он был доволен. Впоследствии выяснилось, что УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области, нарушая 173-ФЗ, не разъяснило, какие необходимо было представить дополнительные документы, чтобы он получал пенсию, соответствующую всем пенсионным законам РФ и Соглашению (договору) 1995 г. 21.04.2011 он обратился в УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области с заявлением о перерасчете размера его пенсии (страховой части) исходя из среднемесячного заработка за 2007 г. – Данные изъяты руб. Ему было отказано в перерасчете пенсии.
На основании изложенного просил суд обязать УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с Дата , размер пенсии исчислять со среднемесячной заработной платы в РФ на Дата - Данные изъяты руб.
Впоследствии Садымак И.Ф. уточнил исковые требования, просил суд обязать УПФР (ГУ) в г.Пензе Пензенской области произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости с Дата , размер пенсии исчислять со среднемесячного заработка работника его специальности и квалификации в архитектурной деятельности на Дата ко дню назначения пенсии, куда он переселился.
В судебном заседании Садымак И.Ф. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, с иском Садымака И.Ф. не согласилась, пояснила, что решение Ленинского районного суда от Дата , вступившее в законную силу Дата о понуждении к перерасчету страховой части пенсии с Дата , исходя из сведений о заработной плате в рублях (СССР) за период работы с 1984 года по 1989 год в республике Молдова исполнено УПФР в г.Пензе Пензенской области в добровольном порядке в апреле 2010 г. ( распоряжение Управления от Дата , доплата за период с Дата по Дата в сумме Данные изъяты руб. зачислена на расчетный счет истца списком Номер от Дата ). В соответствии со статьей 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации. Между Российской Федерацией и Республикой Молдова заключено Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от Дата (вступило в силу Дата ). В соответствии со статьей 6 Соглашения для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения. Для граждан одного государства, которые после переселения не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились. В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин. В случае назначения пенсии после Дата средняя заработная плата по стране определяется по состоянию на Дата (Данные изъяты руб.), так как именно на эту дату производится оценка пенсионных прав граждан, как это предусматривает ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По периодам работы после Дата действуют исключительно страховые принципы, т.е. размер пенсии с указанной даты зависит исключительно от суммы начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. На основании решения Ленинского районного суда г. Пензы от Дата размер пенсии был исчислен с учетом справки о заработной плате в рублях (СССР)за период с 1984 по 1989 в республике Молдова. Отношение его заработка за 1984-1989 к средней заработной плате по стране за этот же период без учета установленного ограничения - 1,234. Для расчета пенсии применено максимальное значение – 1,2. Полагала, что учесть заработную плату работника его специальности и квалификации в архитектурной деятельности на Дата ко дню назначения пенсии не представляется возможным, такой подход при расчете пенсии не соответствует действующему законодательству и не может быть применен.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, пенсионного дела суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Садымак И.Ф. является гражданином Российской Федерации, с 2000 года он после переселения из Республики Молдова постоянно проживает на территории Российской Федерации. Садымак И.Ф. после переселения на территорию Российской Федерации не осуществлял трудовую деятельность, что не оспаривалось сторонами.
С Дата Садымак И.Ф. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», расчет и выплата которой, производятся Военным комиссариатом Пензенской области.
С Дата истцу была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 1 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До Дата расчет страховой части трудовой пенсии истца производился Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с учетом сведений о его заработной плате в рублях СССР за период с 1984 года по 1989 год в республике Молдова, указанных в справке Номер от Дата , выданной муниципальным предприятием «Данные изъяты», нотариально заверенный перевод которой с молдавского языка, имеется в материалах пенсионного дела.
На основании решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер , истцу с Дата был произведен перерасчет страховой части трудовой пенсии исходя из среднемесячного заработка в Российской Федерации на Дата – Данные изъяты руб.
Впоследствии Садымак И.Ф. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к перерасчету страховой части трудовой пенсии.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Пензы от Дата иск Садымака И.Ф. удовлетворен. Данным решением постановлено:
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер о перерасчете страховой части трудовой пенсии Садымак И.Ф. с Дата исходя из среднемесячного заработка в Российской Федерации на Дата – 1671 руб.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области произвести Садымак И.Ф. перерасчет страховой части трудовой пенсии с Дата исходя из сведений о его заработной плате в рублях (СССР) за период с 1984 года по 1989 год в республике Молдова.
В настоящее время Садымак И.Ф. не согласен с данным расчетом пенсии, считает, что пенсия ему должна быть назначена не из сведений о его заработной плате в рублях (СССР) за период с 1984 года по 1989 год в республике Молдова, а на основании Соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от Дата , заключенного между РФ и р.Молдова, - из среднемесячного заработка работника по специальности и квалификации в архитектурной деятельности по состоянию на Дата .
Положениями ст. 2, 6, 18, 19, 39 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 данного Закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся с территории Республики Молдова на территорию Российской Федерации, к числу которых относится истец, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, заключенным в г. Москве 10 февраля 1995 года.
Согласно п. 3 ст.6 данного Соглашения для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения. Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились. В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.
Как следует из материалов дела, Садымак И.Ф. на момент установления ему страховой части трудовой пенсии (т.е. на Дата ) являлся гражданином Российской Федерации, в связи с чем, ему в соответствии со ст. ст. 6, 18, 19 Конституции РФ, ст. 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также ст. 4 названного международного Соглашения, должны быть обеспечены равные возможности в назначении пенсии с другими гражданами Российской Федерации, при оценке пенсионных прав которых в соответствии с п. 12 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» допускается применение порядка подтверждения трудового стажа и заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий, действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривал возможность исчисления пенсии из заработка за любые 60 месяцев подряд, полученного в течение всей трудовой деятельности, в т.ч. на территории бывшего СССР (ст. 102 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Оценивая требования истца произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости на момент ее назначения с Дата , исходя из средней заработной платы работника по специальности и квалификации в архитектурной деятельности по состоянию на Дата , суд считает их незаконными и несоответствующими нормам действующего законодательства.
Истцом не принимается во внимание то обстоятельство, что в соответствии со ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», оценка пенсионных прав, как трудового стажа, так и заработной платы, граждан производится по состоянию на Дата . По периодам с указанной даты действуют исключительно страховые принципы, и размер пенсии зависит от суммы страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Истец после переселения в 2000 году на территорию России не работал и, следовательно, не имел страховых взносов после Дата .
При этом ссылки истца в обоснование своих требований на то п.6 Соглашения в той части, что для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились, являются несостоятельными, поскольку указанное правило применимо в том случае, если граждане не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения. В данном случае решением Ленинского районного суда г. Пензы от Дата , которое вступило в законную силу Дата , установлено, что истец имеет право на исчисление пенсии из размера заработной платы за 1984-1989 года, которую он получал в республике Молдова, т.е. он имеет минимально требуемый период работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии.
В этой связи, суд считает не возможным исчисление страховой части трудовой пенсии истца исходя из средней заработной платы работника по специальности и квалификации в архитектурной деятельности по состоянию на Дата . Должна быть принята во внимание его заработная плата в рублях (СССР) за период его работы с 1984 года по 1989 год в республике Молдова, что и сделано ответчиком при расчете ему страховой части трудовой пенсии.
При таком положении, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Садымаку И.Ф. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к перерасчету пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 10 октября 2011 года.
Судья Н.В.Белоглазова