Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Богатова О.В.,
с участием прокурора Чистикиной К.В.,
при секретаре Ворониной Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Пензы в интересах Бондарь Т.П. к ООО «Управляющая организация 7-2» о признании действий незаконным и производству перерасчета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Пензы, действуя в интересах Бондарь Т.П., обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы проведена проверка по обращению Бондарь Т.П. по вопросу законности выставления платы за теплоснабжение ООО «Управляющая организация 7-2» жителям Адрес в Дата . При проведении проверки было установлено, что в нарушение норм действующего законодательства плата за отопление пенсионерке Бондарь Т.П., проживающей в Адрес (лицевой счет Номер ) в Дата рассчитывались по нормативам в соответствии с постановлением Главы администрации Данные изъяты Номер от Дата по формуле Номер - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения Номер к Правилам. При этом, сведения о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущие Дата управляющей организацией не использовались. Более того, Бондарь Т.П. в счетах-квитанциях за Дата помимо платы за отопление, рассчитанной по нормативам, незаконно начислена и указана в графе «изменение стоимости, перерасчет услуг» - в Дата , «перерасчет по ДНУ» - в Дата корректировка размера платы за отопление размера: за ноябрь Дата - Данные изъяты руб. (в сторону уменьшения платежа), за Дата – Данные изъяты руб., за Дата - Данные изъяты руб., Дата года – Данные изъяты руб., в Дата – Данные изъяты руб. По сведениям ООО «Управляющая организация 7-2» данный перерасчет ООО «ГУК» произведен в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения Номер к Правилам.
На основании изложенного, просил суд признать незаконными действия ООО «Управляющая организация 7-2» по предъявлению Бондарь Т.П. счетов на дополнительную оплату услуги «теплоснабжение» в форме перерасчета (корректировки) ежемесячно, в период с ноября 2010 года по март 2011 года; обязать ООО «Управляющая организация 7-2» прекратить предъявление Бондарь Т.П. счетов на дополнительную оплату услуги «теплоснабжение» в форме перерасчета (корректировки) ежемесячно; признать незаконными действия ООО «Управляющая организация 7-2» по предъявлению Бондарь Т.П. счетов на услугу «теплоснабжение» с Дата по Дата по формуле Номер - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения Номер к Правилам; обязать ООО «Управляющая организация 7-2» произвести перерасчет Бондарь Т.П. платы за потребленную услугу «теплоснабжение» с Дата по Дата , применив при расчете подпункт 2 пункта 2 приложения Номер к Правилам (формула Номер ).
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района г.Пензы Чистикина К.В. исковое заявление поддержала, пояснив изложенные в нем обстоятельства. Просила иск удовлетворить.
Истец Бондарь Т.П. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представители ответчика ООО «Управляющая организация №7-2» Гагарина Т.В., Булаев К.Ю., действующие на основании доверенностей, иск не признали, полагали, что перерасчет, выставленный ООО «Управляющая организация №7-2» Бондарь Т.П., является правильным. Просили в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Бондарь Т.П. является собственником квартиры Адрес и фактически проживает по указанному адресу.
Согласно протоколу Номер собрания собственников помещений в многоквартирном доме Адрес от Дата управляющей организацией указанного многоквартирного дома избрана ООО «Управляющая организация №7-2», с которой заключен договор управления.
Предметом договора управления, заключенного с собственниками помещений в многоквартирных домах, является выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг.
В целях управления организаций в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» управляющая организация «Управляющая организация 7-2» заключила договор управления организациями (осуществления полномочий единоличного исполнительного органа) с ООО «Г», которое в соответствии условиями договора и Уставом осуществляет управление всей текущей деятельностью управляемого общества в качестве его единоличного исполнительного органа. Дополнительным соглашением к договору предусмотрено, что ООО «ГУК» организует начисление, сбор и перечисление платежей за жилищные и коммунальные услуги, оказанные потребителям управляемого общества.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В ходе судебного заседания также установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы проведена проверка по обращению Бондарь Т.П. по вопросу законности выставления ООО «Управляющая организация 7-2» платы за теплоснабжение жителям Адрес в Дата .
При проведении данной проверки установлено, что плата за отопление истцу Бондарь Т.П. в Дата рассчитывались по нормативам в соответствии с постановлением Главы администрации Данные изъяты Номер от Дата по формуле Номер - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения Номер к Правилам. При этом, сведения о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущие Дата управляющей организацией не использовались. Более того, Бондарь Т.П. в счетах-квитанциях за ноябрь, Дата помимо платы за отопление, рассчитанной по нормативам, незаконно начислена и указана в графе «изменение стоимости, перерасчет услуг» - в Дата , «перерасчет по ДНУ» - в Дата корректировка размера платы за отопление размера: за ноябрь Дата - Данные изъяты руб. (в сторону уменьшения платежа), за Дата – Данные изъяты руб., за Дата - Данные изъяты руб., Дата – Данные изъяты руб., в Дата – Данные изъяты руб. По сведениям ООО «Управляющая организация 7-2» данный перерасчет ООО «Г» произведен в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения Номер к Правилам.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Ленинского района г. Пензы о признании действий ООО «Управляющая организация №7-2» незаконным и производству перерасчета основаны на законе и подлежат удовлетворению Вывод суда основан на следующем.
В силу п.п. 10, 11 ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.ст. 161, 164 ЖК РФ договоры отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), многоквартирных жилых домов заключаются с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений), либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищностроительным кооперативом и иной организацией).
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, правила о договоре энергоснабжения (ст.539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Исходя из п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество тепла в соответствии с данными учета тепла, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку в силу п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, договор на предоставление потребителю коммунальных услуг надлежащего качества является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу п. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны. К таким правилам относятся Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства N307 от 23.05.2006 года. Таким образом, положения вышеуказанных Правил не подлежат расширительному толкованию, а начисление потребителям платы за потребленный коммунальный ресурс должно производиться при точном и неукоснительном соблюдении расчетов, изложенных в Правилах.
Вышеуказанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению граждан, проживающих в управляемом жилом доме, помимо прочего, теплоснабжением и горячей водой.
Согласно пункту 49 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
На основании п. 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения №2 к настоящим Правилам (формула № 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам (формула 8).
Из данного положения следует, что корректировка размера платы за коммунальные услуги производится при наличии условия: при оборудовании дома общедомовым прибором учета; при отсутствии индивидуальных приборов учета. При отсутствии указанных условий, корректировка платы не может производиться, и будет незаконной.
Таким образом, положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам не подлежат расширительному толкованию, а начисление потребителям платы за потребленный коммунальный ресурс должно производиться при точном и неукоснительном соблюдении расчетов, изложенных в Правилах.
Размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле № 7.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле № 1- в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам.
Установлено, что в Дата в доме Адрес был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и горячей воды, о чем имеется акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии потребителя, согласно которого он допущен в эксплуатацию с Дата по Дата Повторно узел учета пущен в эксплуатацию с Дата .
Индивидуальные приборы учета тепловой энергии в квартирах жителей данного дома отсутствуют.
Полный календарный год прибор учета теплоэнергии работал с Дата по Дата , что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями помесячных ведомостей учета параметров теплопотребления ЦО помесячно за Дата
В соответствии с п. 7 Правил, общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Сведения о работе прибора учета теплоэнергии в названном доме имелись в управляющей организации, начиная с Дата . Данные сведения могли быть использованы ООО «Управляющая организация 7-2» для расчета платы за теплоэнергию жителям Адрес , начиная с Дата а также в Дата согласно подпункта 2 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула Номер ).
Однако, вопреки вышеуказанному плата за отопление истцу Бондарь Т.П. в Дата . рассчитывались по нормативам в соответствии с постановлением Главы администрации г. Пензы № 1568 от 17.12.2009 года по формуле № 1- в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам.
Сведения о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущие Дата . управляющей организацией не использовались.
Более того, в счетах-квитанциях за Дата , выставленных ООО «Управляющая организация №7-2» Бондарь Т.П., помимо платы за отопление, рассчитанной по нормативам, незаконно начислена и указана в графе «изменение стоимости, перерасчет услуг» - в Дата , «перерасчет по ДНУ» - в Дата корректировка размера платы за отопление размера: за Дата – Данные изъяты руб. (в сторону уменьшения платежа), за декабрь Дата – Данные изъяты руб., за Дата - Данные изъяты руб., Дата - Данные изъяты руб., в Дата – Данные изъяты руб. По сведениям ООО «Управляющая организация 7-2» данный перерасчет ООО «Г» произведен в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения № 2 к Правилам. Названная корректировка согласно п. 21 Правил допустима только 1 раз в год.
Согласно п. 16 ст. 12 ЖК РФ право установления структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Следовательно, управляющим компаниям, которые не являются органами государственной власти, такое право не принадлежит.
Так, согласно п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг (ХВС, ГВС, отопление) учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). При этом в норматив не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, каких-либо аварий во внутридомовых коммуникациях и оборудовании жилого дома Адрес за указанный в исковом заявлении период, обслуживаемого управляющей компанией, не было зафиксировано, следовательно, не было неучтенных расходов коммунальных ресурсов в результате нарушения требований технической эксплуатации.
Согласно п. 26 вышеуказанных Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
В связи с изложенным, корректировка платы коммунальных услуг в сторону увеличения из-за дополнительных расходов тепла на общедомовые нужды является неправомерной.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, исковые требования прокурора Ленинского района г. Пензы в интересах Бондарь Т.П. к ООО «Управляющая организация 7-2» о признании действий незаконным и производству перерасчета подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец при подаче искового заявления в суд освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере Данные изъяты руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Ленинского района г. Пензы в интересах Бондарь Т.П. удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Управляющая организация 7-2» по предъявлению Бондарь Т.П. счетов на дополнительную оплату услуги «теплоснабжение» в форме перерасчета (корректировки) ежемесячно, в период с Дата по Дата .
Обязать ООО «Управляющая организация 7-2» прекратить предъявление Бондарь Т.П. счетов на дополнительную оплату услуги «теплоснабжение» в форме перерасчета (корректировки) ежемесячно.
Признать незаконными действия ООО «Управляющая организация 7-2» по предъявлению Бондарь Т.П. счетов на услугу «теплоснабжение» с Дата по Дата по формуле № 1 - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам.
Обязать ООО «Управляющая организация 7-2» произвести перерасчет Бондарь Т.П. платы за потребленную услугу «теплоснабжение» с Дата по Дата , применив при расчете подпункт 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам (формула № 7).
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2011 года.
Судья О.В. Богатов