Дело №2-437/2012 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 февраля 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Егоровой И.Б.

при секретаре Чибриковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агеевой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Агеева Т.Н. обратилась в суд с названным иском, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер ей было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия требуемого медицинского стажа 30 лет. В льготный стаж на соответствующих видах работ ей не засчитаны периоды: трудовой деятельности в должности медицинского регистратора "В" с Дата по Дата , нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата с Дата Считала данное решение незаконным и необоснованным.

По указанным основаниям Агеева Т.Н. просила суд: 1) признать решение ГУ УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области за Номер от Дата незаконным; 2) признать за ней право на досрочное начисление пенсии, обязав ГУ УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период работы с Дата по Дата в должности медицинского регистратора "В", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата ; 3) обязать ГУ УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с соответствующим заявлением с Дата .

В судебном заседании истица Агеева Т.Н. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истица Агеева Т.Н. уточнила заявленные требования и просила суд: 1) признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности медицинского регистратора "В" с Дата по Дата , а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .

    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Агеева Т.Н. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Агеевой Т.Н. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Указанным решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, не был включен период работы истицы в должности медрегистратора "В" с Дата по Дата , т.к. данная должность не предусмотрена Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства №781.

Также в специальный стаж истицы не были включены периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , т.к. согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен.

По мнению комиссии, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 29 лет 5 месяцев 14 дней.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, исходя из следующего.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которое применялось до 1 ноября 1999 года, то есть в спорный период работы истицы, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Так, в судебном заседании установлено, что Агеева Т.Н. Дата была принята на должность медицинского регистратора "В", о чем свидетельствует запись за Номер в ее трудовой книжке (л.д.6-9).

С учетом вышеизложенного, руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, суд считает, что период работы Агеевой Т.Н. в должности медрегистратора поликлиники войсковой части п.п.75470 с 9 января 1988 года по 15 февраля 1988 года подлежит зачету в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как работа в должности и учреждении, предусмотренных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которое применялось до 1 ноября 1999 года (средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности).

    В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, по смыслу данных правовых норм периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Согласно справке Номер от Дата , уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения пенсии, выданной МУЗ "П" (л.д. 10), Агеева Т.Н. в периоды с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата находилась на курсах повышения квалификации с полным отрывом (л.д.10).

В соответствии со справками МУЗ "П" от Дата за Агеевой Т.Н. в период нахождения на курсах повышения квалификации сохранялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный Фонд (л.д.14-17).

При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , как периоды, признаваемые законом трудовой деятельностью, подлежат зачету в специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, в календарном исчислении.

С учетом изложенного, оспариваемое решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Агеевой Т.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истицы со дня его принятия.

При этом суд исходит из того, что ограничение права Агеевой Т.Н. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, отказ в назначении пенсии по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную трудовую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

Согласно материалам пенсионного дела, Агеева Т.Н. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку специальный стаж работы Агеевой Т.Н. с учетом оспариваемых ответчиком периодов на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд считает необходимым назначить истице трудовую пенсию с момента обращения за ней, то есть с Дата .

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Агеевой Т.Н. удовлетворить.

Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Агеевой Т.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Агеевой Т.Н. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности медрегистратора "В" с Дата по Дата , а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата .

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца, начиная с 10 февраля 2012 года.

Судья:                      И.Б.Егорова