Дело №2-434/2012 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 февраля 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Егоровой И.Б.

при секретаре Чибриковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фединой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Федина Т.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, указав, что она Дата обратилась в УПФ РФ г. Пензы Пензенской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей. Дата ей было отказано в назначении пенсии на том основании, что у нее отсутствует требуемый 25-летний стаж работы. Комиссия засчитала в специальный стаж 23 года 4 месяца 27 дней, указав, что права на досрочную пенсию она не имеет. В специальный стаж не были засчитаны следующие периоды работы: с Дата по Дата в должности инструктора по физической культуре "Я", являвшегося структурным подразделением ФИО9, нахождения в учебных отпусках с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата С принятым решением она не согласна.

Просила суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязав Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области включить в специальный стаж периоды работы с Дата по Дата в должности инструктора по физической культуре "Я", являвшегося структурным подразделением ФИО9, а также учебные отпуска с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

В судебном заседании Федина Т.В. исковые требования уточнила и просила суд: 1) признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области Номер от Дата незаконным; 2) обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с Дата , включив в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы в должности инструктора по физической культуре "Я", являвшегося структурным подразделением ФИО9 с Дата по Дата , а также учебные отпуска с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата

В дополнение к изложенному в иске пояснила, что она работала в "Я", являвшемся структурным подразделением ФИО9

Представитель ответчика Улиткина Т.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области (л.д.7).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп.19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Федина Т.В. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Фединой Т.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ (л.д.7).

Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж период работы Фединой Т.В. в должности инструктора по физической культуре "Я", являвшегося структурным подразделением филиала ФИО9, так как Списками должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства №781 от 29.10.2002 г. данная должность не предусмотрена. Также в стаж на соответствующих видах работ решением не засчитаны периоды нахождения в учебных отпусках с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , т.к. согласно п.5 Правил исчисления….., утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата №516 зачет таких периодов не предусмотрен.

Как следует из трудовой книжки истицы, Федина Т.В. с Дата по Дата работала в инструктором по физической культуре в "Я" (л.д. 8-15).

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, засчитывается работа в должности руководитель физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли).

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что обязанности, выполняемые истицей в должности инструктора по физическому воспитанию "Я", являвшегося структурным подразделением ФИО9, по своему характеру являлись тождественными обязанностям, которые выполняют руководители физического воспитания ясли-сада.

Согласно пояснениям истца и показаниям допрошенных в судебном заседании свидетелей К.Л. и И.В., работавших в спорный период вместе с истцом, Федина Т.В. работала инструктором по физической культуре в "Я", являвшемся структурным подразделением ФИО9, в ее должностные обязанности входило проведение гимнастики и физических занятий с детьми. Данные функциональные обязанности она осуществляла и впоследствии, когда штатное расписание привели в соответствие и ее должность стала называться руководитель физического воспитания.

У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелями факты, поскольку их показания последовательны, в исходе дела свидетели не заинтересованы, факт совместной работы истца и свидетелей в спорные периоды времени подтверждается записями в их трудовых книжках.

Таким образом, период работы истицы в должности инструктора по физическому воспитанию "Я" с Дата по Дата подлежит включению в специальный стаж в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в период работы истицы.

При разрешении спора суд учитывает, что формальное несоответствие должности, в которой работала истица, со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации права Фединой Т.В. на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную педагогическую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст.19 Конституции РФ.

То обстоятельство, что "Я" являлся структурным подразделением ФИО9 само по себе также не может являться ограничением права истицы на пенсионное обеспечение.

Кроме того, согласно штатным расписаниям работников "Я" за период Дата г.г. предусмотрена должность инструктора по физ.культуре ( л.д.32,34,36).

Имеющийся в материалах дела приказ "Я" Номер от Дата свидетельствует, что изменение в штатном расписании наименования должности инструктора по физической культуре на руководителя физического воспитания "Я" произошло лишь с Дата .

С учетом вышеизложенного, суд считает, что период работы Фединой Т.В. в должности инструктора по физическому воспитанию "Я" с Дата по Дата подлежит зачету в ее специальный стаж, как работа в должности руководителя физического воспитания в ясли-саде, предусмотренной Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2002 года № 781.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п.21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

Предоставление учебного отпуска в вышеуказанный период осуществлялось с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

Как следует из справки ФИО9 Номер от Дата на период ученических отпусков за Дата гг. за сотрудником сохранялся средний заработок согласно ст.173 ТК, с которого производились удержания и отчисления страховых взносов по установленным тарифам в ПФ РФ (л.д.49).

При таких обстоятельствах, суд считает, что период нахождения Фединой Т.В. в ученических отпусках с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата в силу вышеприведенных правовых норм признается ее трудовой деятельностью, которая подлежит зачету в специальный стаж.

С учетом изложенного, оспариваемое решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Фединой Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истицы со дня его принятия.

При этом суд исходит из того, что ограничение права Фединой Т.В. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст.55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно материалам пенсионного дела Федина Т.В. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку стаж работы Фединой Т.В. с учетом оспариваемых ответчиком периодов, на момент обращения за пенсией недостаточен для назначения пенсии, истице должна быть назначена трудовая пенсия в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента возникновения права на пенсию, а именно с Дата .

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Фединой Т.В. удовлетворить частично.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области Номер от Дата незаконным в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Фединой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы с Дата по Дата в должности инструктора по физической культуре "Я", являвшегося структурным подразделением филиала ФИО9, периоды нахождения в учебных отпусках с Дата по Дата , Дата по Дата , с Дата по Дата

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца, начиная с 10 февраля 2012 года.

Судья                                 И.Б.Егорова