Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 февраля 2012 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Егоровой И.Б.
при секретаре Чибриковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николашина О.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Николашин О.А. обратился в суд с названным иском, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области (протокол) от Дата Номер в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему было отказано по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из искового заявления, истец, считает, что комиссией незаконно применен календарный порядок исчисления относительно периода его работы в должности врача-интерна в отделении экстренней хирургии с Дата по Дата При этом указывает, что его должностные обязанности были тождественны должностным обязанностям врача-хирурга стационарного отделения хирургического профиля, то есть врача специалиста этого же отделения. Он выполнял весь объем функциональных обязанностей врача-хирурга отделения экстренней хирургии МУЗ "Г"
По указанным основаниям Николашин О.А. просил суд отменить решение заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от Дата Номер и включить в специальный стаж период его работы в должности врача-интерна в отделении экстренной хирургии стационара в МУЗ "Г" с Дата по Дата в льготном исчислении (год работы как год и шесть месяцев).
В судебном заседании истец Николашин О.Н. иск поддержал, пояснил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточнил заявленные требования и просил суд: 1) признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период его работы в МУЗ "Г" в должности врача-интерна хирургии с Дата по Дата в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Представитель истца Эбель О.И., действующая на основании доверенности, исковые требования своего доверителя в уточненном виде поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер
Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им.Г.А.Захарьина» в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Николашина О.А. полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Дата Николашин О.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер в досрочном назначении трудовой пенсии истцу было отказано ввиду отсутствия у последнего требуемого специального 30-летнего трудового стажа.
Указанным решением в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном, а не в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев), в частности, был засчитан период его работы в МУЗ "Г" в должности врача-интерна по хирургии с Дата по Дата , т.к. Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены врачи-специалисты. Комиссия пришла к выводу, что специальный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил Данные изъяты.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которое применяется к периодам работы, имевшим место до 01 ноября 1999 года, установлено, что врачам-хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается как один год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрена возможность включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в льготном исчислении периодов работы в должности оперирующих врачей – специалистов всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 – 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 – 30 списка, в том числе, травматологическом отделении.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденному Приказом Министра здравоохранения СССР и Министра высшего и среднего специального образования СССР от 20 января 1982 года № 44 (п. п. 9, 16) заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых лечебных учреждений, в которых они проходят специализацию. Во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного лечебно-профилактического учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. Норма обслуживания для врачей-интернов по каждой специальности устанавливается типовыми учебными планами и программами.
В материалах дела имеется выписка из приказа Номер от Дата (л.д.11), согласно которой Николашин О.А. после окончания "С" принят на должность врача-интерна по хирургии в отделение экстренной хирургии. Согласно выписке из приказа Номер от Дата Николашин О.А. – врач-интерн по хирургии переведен на должность врача-хирурга в экстренное хирургическое отделение в связи с окончанием интернатуры с Дата (л.д.10). Работа производилась в режиме полного рабочего дня, полной рабочей недели, с полной медицинской нагрузкой, о чем свидетельствуют расчетно-платежная ведомость и расчетные листы Николашина О.А. в спорный период его работы в должности врача-интерна по хирургии (л.д.5, 6-9).
Из вышеизложенного следует, что условия труда истца в качестве врача-интерна, предоставляемые ему права и льготы и возлагаемые на него обязанности, были приравнены к врачу-специалисту соответствующего профиля (в данном случае к врачу-хирургу).
Как следует из искового заявления и пояснений Николашина О.А. в судебном заседании, в спорный период времени участвовал в приеме больных, проведении их осмотра, назначал необходимые лечебно-диагностические мероприятия, заполнял учетную медицинскую документацию, выполнял все функции врача-хирурга хирургического отделения стационара, за что получал соответствующую заработную плату, которая не отличалась от заработной платы врача-специалиста, имелись лишь различия в разряде. Проводил плановые и экстренные операции, что свидетельствует о допуске его к самостоятельной работе в качестве врача-хирурга до окончания срока интернатуры и получения соответствующей квалификации.
Факт выполнения Николашиным О.А. во время работы в должности врача-интерна по хирургии обязанностей, тождественных обязанностям врача-хирурга, подтвердил также допрошенный в судебном заседании свидетель, работавший с истцом в спорный период времени.
Так, свидетель Б.М. пояснил суду, что он с Дата по настоящее время работает вместе с истцом в МУЗ "Г". В настоящее время Николашин О.А. работает в должности врача-хирурга в хирургическом отделении. В период с Дата по Дата истец работал в должности врача-интерна по хирургии, ответственность за подготовку последнего была возложена на свидетеля. Николашин О.А. непосредственно участвовал в проведении хирургических операций, вел больных, самостоятельно выполнял назначения. Он, в качестве врача-интерна по хирургии, нес полную ответственность за оказание им медицинской помощи. Обязанности истца в качестве врача-интерна не отличались по содержанию и объему работы от врачей-специалистов (хирургов). Истец осуществлял дежурства в соответствии с графиком. Проведенные им хирургические операции фиксировались в операционных журналах.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелем факты, поскольку его показания последовательны, в исходе дела указанное лицо не заинтересовано. Кроме того, показания свидетеля подтверждаются записями в его трудовой книжке, а также имеющимися в материалах дела протоколами операций за Дата гг., подлинники которых обозревались судом в судебном заседании, и в которых отражены фамилии, имена, отчества пациентов, их диагнозы и описания проведенных хирургических операций, а также указаны фамилии оперирующих врачей и ассистентов, в том числе Николашина О.А. (л.д.20-30)
Таким образом, из вышеизложенных доказательств следует, что в период работы в должности врача-интерна по хирургии в отделении экстренной хирургии стационара МУЗ "Г" с Дата по Дата истцом выполнялись функции, тождественные должности врача-хирурга, в связи с чем данный период в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, а также Перечнем структурных подразделений и должностей врачей и среднего медицинского персонала, прилагаемым к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
С учетом изложенного, оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Николашину О.А. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истца со дня его принятия.
При этом суд исходит из того, что ограничение права Николашина О.А. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно материалам пенсионного дела, Николашин О.А. обратился с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку специальный стаж работы Николашина О.А. с учетом оспариваемых ответчиком периодов на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд считает необходимым назначить истцу трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с Дата .
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Николашина О.А. удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Николашину О.А. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Николашину О.А. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды его работы в МУЗ "Г" в должности врача-интерна по хирургии с Дата по Дата в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца, начиная с 13 февраля 2012 года.
Судья И.Б.Егорова