Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 марта 2012 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации г. Пензы о признании незаконным бездействия администрации г. Пензы по непредоставлению в установленный законом срок в орган кадастрового учета документов и понуждении к предоставлению документов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г. Пензы обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы проведена проверка соблюдения администрацией города Пензы законодательства в сфере отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости и осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества. К вопросам местного значения города Пензы в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 5 Устава города Пензы, принятого Решением Пензенской городской Думы от Дата Номер , относится утверждение генеральных планов города Пензы, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Пензы документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Пензы, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Пензы, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Пензы, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах города Пензы для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Пензы. В соответствии со ст. 16 Правил землепользования и застройки города Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от Дата Номер на карте градостроительного зонирования территории городского округа выделено 26 видов территориальных зон. Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от Дата Номер Правила землепользования и застройки города Пензы и карта градостроительного зонирования, утвержденные решением Пензенской городской Думы от Дата Номер были опубликованы Дата в газете «Пензенский городской вестник» Номер решение Пензенской городской Думы от Дата Номер «О внесении изменений в Приложения Номер к решению Пензенской городской Думы от Дата г. Номер «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы» опубликовано Дата в номере Номер «Пензенские губернские ведомости», решение Пензенской городской Думы от Дата Номер «О внесении изменений в Приложения Номер к решению Пензенской городской Думы от Дата Номер «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" опубликовано Дата в номере Номер «Пензенские губернские ведомости», Решение Пензенской городской Думы от Дата Номер «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от Дата № Номер «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы» опубликовано Дата в номере Номер «Пензенские губернские ведомости». Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Данным законом установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Состав сведений кадастра о зонах определен ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям в числе прочего относится описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты решений и источники официального опубликования этих решений. Пункт 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представлять в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона сведения. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктами 11,13 которого орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета: - выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); - выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден. - выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие, ограничения, и документ, описывающий местоположение установленнойграницы зоны с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, на основании анализа вышеприведенных правовых норм, администрация г. Пензы была обязана в силу 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу Правил землепользования и застройки города Пензы, представить в органы кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона сведения по всем 27 территориальным зонам. Проведенной проверкой установлено, что Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы в соответствии с решением Пензенской городской Думы от Дата Номер «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы», вступившим в силу через 45 дней со дня официального опубликования, за период с Дата по Дата 329 раз обращалось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области (ФБУ «КП» по Пензенской области) с целью постановки на учет территориальных зон и внесении изменений в отношении территориальных зон. При этом необходимые документы продолжали поступать на и протяжении Дата текущего года. Согласно информации, представленной ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области, по состоянию на Дата было принято 22 решения о приостановлении кадастрового учета изменений земельных участков в части, касающейся разрешенного использования, в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальной зоне. По истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета изменений было принято 7 решений об отказе: Номер от Дата ; Номер от Дата ; Номер от Дата ; Номер от Дата и др. Согласно информации администрации г. Пенза, передача документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости, в настоящее время осуществляется постепенно, по форме, установленной Правительством РФ от 30.07.2009 г. Номер «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению». Таким образом, необходимые документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений по всем 27 территориальным зонам, утвержденным Правилами землепользования и застройки города Пензы, до настоящего времени в ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области администрацией города Пензы не предоставлены. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» обязывает органы местного самоуправления представлять сведения обо всех изменениях в территориальное зонирование муниципального образования в орган кадастрового учета. Данная обязанность возложена законом в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности для обеспечения благоприятных условий проживания на соответствующей территории посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также для осуществления контроля со стороны граждан, общественных организаций и государственных органов за их выполнением в соответствии с положениями ст.2 ГрК РФ. Невыполнение органом местного самоуправления данной обязанности ставит под угрозу нарушения вышеприведенные права неопределенного круга лиц.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации города Пензы по непредоставлению в установленный законом срок в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения по территориальным зонам, выделенным на карте градостроительного зонирования территории городского округа, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от Дата Номер . Обязать администрацию города Пензы представить в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Пензенской области: выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат; выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден; выписку из решения об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Пензы Мельникова Е.А., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным бездействие администрации г.Пензы по непредоставлению в установленный законом срок в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения по территориальным зонам, выделенным на карте градостроительного зонирования территории городского округа, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от Дата Номер Обязать администрацию г.Пензы предоставить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» карты (планы) территориальных зон муниципального образования г.Пенза, предусмотренных Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от Дата Номер
В обоснование ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Лагутина О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Нефедова О.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 26 ч.1 ст. 5 Устава города Пензы, принятого Решением Пензенской городской Думы от Дата Номер к вопросам местного значения города Пензы относится, утверждение генеральных планов города Пензы, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Пензы документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Пензы, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Пензы, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Пензы, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах города Пензы для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Пензы.
Решением Пензенской городской Думы от Дата Номер утверждены Правила землепользования и застройки города Пензы, в соответствии с которыми, на карте градостроительного зонирования территории городского округа выделены 27 видов территориальных зон.
Решением Пензенской городской Думы от Дата Номер утвержден Генеральный план города Пензы, на основе которого разработаны правила застройки.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: 1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; 2) описание местоположения границ таких зон; 3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; 4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; 5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы была проведена проверка соблюдения администрацией г. Пензы законодательства в сфере отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости и осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В ходе проверки установлено, что Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы в соответствии с решением Пензенской городской Думы от Дата Номер «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы», вступившим в силу через 45 дней со дня официального опубликования, за период с Дата по Дата 329 раз обращалось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии») с целью постановки на учет территориальных зон и внесении изменений в отношении территориальных зон. При этом необходимые документы продолжали поступать на и протяжении Дата текущего года.
Как указывается в сообщении администрации г. Пензы, за подписью Первого заместителя главы администрации К.Л., от Дата , Правила землепользования и застройки города Пензы и карта градостроительного зонирования, утвержденные решением Пензенской городской Думы от Дата Номер были опубликованы Дата в газете "Пензенский городской вестник" Номер решение Пензенской городской Думы от Дата Номер "О внесении изменений в Приложения Номер к решению Пензенской городской Думы от Дата Номер "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" опубликовано Дата в номере Номер "Пензенские губернские ведомости", решение Пензенской городской Думы от Дата Номер О внесении изменений в Приложения Номер к решению Пензенской городской Думы от Дата Номер "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" опубликовано Дата в номере Номер "Пензенские губернские ведомости", Решение Пензенской городской Думы от Дата Номер О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от Дата Номер "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" опубликовано Дата в номере Номер "Пензенские губернские ведомости". Во исполнение статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 11 "Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №618, администрацией города Пензы в орган государственного кадастрового учета были переданы материалы, содержащие описание, границы и содержание территориальных зон. В настоящее время передача документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости, осуществляется постепенно, по форме, установленной Правительством РФ от 30.07.2009 №621. В период с 2010-2011 г.г. жалобы и обращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по фактам отказов в подготовке и выдаче разрешительной документации со ссылкой на несоответствие градостроительного регламента участка, определенного территориальной зоной, правоустанавливающим документам на земельный участок и возможности размещения на нем определенного объекта, в администрацию города Пензы не поступали.
В сообщении ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области за подписью и.о. директора Б.Д. от Дата , по состоянию на Дата ФБУ «КП» по Пензенской области (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии») принято 22 решения о приостановлении кадастрового учета изменений земельных участков в части, касающейся разрешенного использования, в связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальной зоне. По истечении срока приостановления и не устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений принято 7 отказов. Также органом местного самоуправления г. Пензы после принятия решений об отказе Номер от Дата , Номер от Дата , Номер от Дата , Номер от Дата в адрес ФБУ «Кадастровая палата» по Пензенской области были направлены сведения о территориальных зонах. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке.
Указанные выше обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела.
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №618 (ред. от 05.10.2010) «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктами 11,13 которого органом местного самоуправления представляются в орган кадастрового учета следующие документы:
- выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
- выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, судом установлено, что в установленный закон срок и до настоящего времени администрация г. Пензы не представила в органы кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения по всем 27 территориальным зонам, утвержденным Правилами землепользования и застройки г. Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от Дата Номер .
Доказательств обратного представитель ответчика в судебное заседание, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, не представил, об истребовании доказательств не ходатайствовал.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации г. Пензы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Ленинского района г. Пензы, действующего в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Пензы по непредоставлению в установленный законом срок в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения по территориальным зонам, выделенным на карте градостроительного зонирования территории городского округа, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от Дата Номер .
Обязать администрацию г.Пензы предоставить в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» карты (планы) территориальных зон муниципального образования г.Пенза, предусмотренных Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от Дата Номер .
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение одного месяца, начиная с 11 марта 2012 года.
Судья: