Дело № 2-1439/2012 Решение о понуждении к предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,

при секретаре Черняевой Г.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванчиной Валентины Федоровны к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

    

Иванчина В.Ф. обратилась в суд с названным иском, указав, что Дата Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области в соответствии в письме Номер отказало ей в получении жилья на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 одновременно, указав, что ее супруг не участвовал в боевых действиях в период Великой Отечественной войны или в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 года по 31 декабря 1951 года.

Иванчина В.Ф. просит учесть, что ее супруг принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году. С отказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области она не согласна, так как ее муж И.В. Дата года рождения являлся участником боевых действий в Венгрии с декабря 1955 года по ноябрь 1957 года, в составе в/ч 55023, которая входила в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны. Она Иванчина В.Ф. является вдовой ФИО10 и имеет удостоверение, где указано, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет права на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», а именно: ст.21 Федерального закона от Дата «О ветеранах» то есть имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, она и обратилась в администрацию Шереметьевского сельсовета Башмаковского района Пензенской области с заявлением о постановке ее как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании постановления администрации Шереметьевского сельсовета Башмаковского района Пензенской области от Дата за Номер она (Иванчина В.Ф.) была поставлена на очередь на получение жилья, как вдова участника Великой Отечественной войны.

Иванчина В.Ф. просит суд признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской в выдаче единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить ей единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.

Истица Иванчина В.Ф. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы – С.Т., действующая на основании доверенности от Дата б/н, исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области С.С., действующая на основании доверенности от Дата Номер возражала против удовлетворения искового заявления Иванчиной В.Ф. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что И.В. и К.В. Дата заключили брак, после регистрации супругам присвоена фамилия «Иванчины» (свидетельство о заключении брака от Дата Номер ).

И. Дата умер (свидетельство о смерти от Дата Номер ).

Как усматривается из письма Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер , что согласно сведениям администрации Башмаковского района И.В. принимал участие в боевых действиях в Венгрии (1956 год).

Согласно справки отдела военного комиссариата Пензенской области по Башмаковскому и Пачелмскому районам от Дата Номер И.В. являлся участником боевых действий в Венгрии и принимал участие в качества военнослужащего, проходившего военную службу в действующей армии в в/ч Номер относящейся в МО с Дата по Дата , входившей в состав действующей армии с Дата по Дата .

Из пенсионного удостоверения Иванчиной В.Ф. Номер следует, что она является вдовой умершего ветерана боевых действий, инвалида 2 группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».

На основании постановления администрации Шереметьевского сельсовета Башмаковского района Пензенской области от Дата Номер Иванчина В.Ф. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет, как вдова участника Великой Отечественной войны.

Иванчина В.Ф. обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 01.02.2012 г. № 20-ФЖ истице было отказано в предоставлении жилого помещения, со ссылкой на то, что в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5 - ФЗ «О ветеранах» определены категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального. Граждане, имеющие в пенсионном удостоверении отметку о праве на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5ФЗ «О ветеранах», но чьи супруги не участвовали в боевых действиях в период Великов Отечественной войны или в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 г. по 31.12.1951 г. такого права не имеют. Учитывая, что супруг Иванчиной В.Ф. участвовал в боевых действиях Венгрии (1956 год), то обеспечение ее жильем в рамках указа Президента РФ за счет средств федерального бюджета не возможно.

Пунктом 1 ст. 11 ГК РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.

В качестве одного из способов защиты гражданских прав, законодатель установил в ст. 12 ГК РФ, а именно, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Президент РФ в своем Указе от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов» постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон).

Из буквального содержания Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно ст. 2 Закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.В соответствии с Приложением к Закону - Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (раздел 1), военные действия велись в Венгрии в 1956 году.

В разделе 2 Приложения указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие ст., ст. 2, 4 Закона.

Приведенные нормы действующего законодательства свидетельствуют, что участники боевых действий в Венгрии в 1956 году отнесены Законом к ветеранам Великой Отечественной войны, соответственно имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц.

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Иванчина В.Ф., была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. 1, 2, 11 ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14 – 19, 21 Закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16, 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 – 19, 21 Закона категорий граждан,- нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Пункт 3.1 ст. 23.2 Закона устанавливает, что по письменным заявлениям указанных в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (к числу которых отнесены участники ВОВ, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В соответствии с п. 4,5,6 ст. 23.2 Закона субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Кроме того, в п.11 ст. 23.2 Закона указано, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Во исполнение и на основании указанных норм права был принят Закон Пензенской области от 27.02.2010 г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», определяющий порядок реализации полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных, условий, на территории Пензенской области.

В соответствии со ст. 3 данного Закона Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010г. №160-пП был утвержден Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее – Порядок).

Пунктом 1 Порядка установлено, что предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, уполномоченным Правительством Пензенской области.

При таких обстоятельствах, отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении Иванчиной В.Ф. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья противоречит ст. ст. 2, 18, 55 Конституции РФ, гарантирующим непосредственное действие прав и свобод граждан, и допускающим их ограничение федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и является неправомерным.

На основании изложенного, и с учетом норм действующего законодательства, Иванчина В.Ф., будучи лицом, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, на которое, в соответствии с законом распространен статус члена семьи ветерана (участника) Великой Отечественной войны и соответствующие меры социальной поддержки, подлежит обеспечению жильем и соответственно, имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья.

Таким образом, суд находит исковое заявление Иванчиной В.Ф. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Иванчиной Валентины Федоровны к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении Иванчиной Валентине Федоровне единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать Иванчиной Валентине Федоровне в установленном законом порядке свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения.

Судья      Ю.А. Андрианова