Дело №2-1963/2012 Решение о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Ярославцева В.П. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Ярославцев В.П. обратился в суд с названным иском, указывая, что он,    Дата года рождения, ранее воспитывался в государственном бюджетном образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Данные изъяты в который был направлен на основании постановления главы Октябрьской районной администрации г. Пензы от Дата Номер . «О направлении несовершеннолетних в учреждение общественного воспитания». Его мать, решением Бессоновского районного суда Пензенской области Дата лишена родительских прав. Отец умер Дата В постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке ему было отказано администрацией г. Пензы Дата .

             Просит суд обязать администрацию г. Пензы предоставить ему жилое помещение (квартиру).

         Истец Ярославцев В.П. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата в части отказа ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать администрацию г. Пензы предоставить ему жилое помещение, в обоснование ссылался на доводы изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Кочетова С.В., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.

          Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, Министерства финансов Пензенской области, Министерства образования и науки Пензенской области, в судебное заседание не явились.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ярославцев В.П. родился Дата . Решением Бессоновского районного суда Пензенской области от Дата , его мать Я.П. лишена родительских прав. Отец Я.П. умер Дата .

Постановлением главы администрации Октябрьской районной администрации г. Пензы Номер от Дата Ярославцев В.П. направлен в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение. За Ярославцевым В.П. закреплена жилая площадь по Адрес

В Дата Ярославцев В.П. закончил обучение в ГБОУ Данные изъяты.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Ярославцева В.П., Дата года рождения на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Пензенского городского отделения от Дата , по данным электронного архива Ярославцев В.П. недвижимого имущества, зарегистрированного в Пензенском городском отделении Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не имеет.

Ярославцев В.П. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Ярославцеву В.П., имеющему регистрацию по месту жительства в г. Пензе, отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицу относящемуся к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на основании пп 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией паспорта, копией свидетельства о рождении, копией решения Бессоновского районного суда Пензенской области от Дата , копией свидетельства о смерти, копией постановления главы Октябрьской районной администрации г. Пензы Номер от Дата , копией справки ГБОУ Данные изъяты от Дата , копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата , копией справки ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Пензенского городского отделения от Дата , копией выписки из приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата .

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:

Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.";

     В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.

           Как установлено в судебном заседании Ярославцев В.П. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

           При направлении в Дата Ярославцева В.П. в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, за ним была закреплена жилая площадь по Адрес .

Как указывается в копии технического паспорта на жилой дом Адрес , 1970 года постройки, собственником дома указан Я.В..

Дата Я.В. было оформлено завещание, в соответствии с которым, он завещал принадлежащую ему Данные изъяты долю дома в Адрес К.Н. и К.Н. по Данные изъяты доли каждому.

Согласно представленных фотографий, сделанных в 2009 году, Адрес имеет разрушенное и ветхое состояние, не соответствующее требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля М.Е. суду показала, что дом Адрес имеет разрушенное и ветхое состояние, не соответствующее требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрацией г. Пензы неправомерно было отказано Ярославцеву В.П. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку, он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности он жилья не имеет.

           С учётом вышеизложенного, суд считает возможным признать приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа Ярославцеву В.П. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении незаконным.

           Учитывая, что Ярославцев В.П. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с Дата воспитывался в детском доме, находится на полном государственном обеспечении, суд приходит к выводу о том, что Ярославцеву В.П. неправомерно было отказано администрацией г. Пензы в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 51 ГК РФ он является нуждающимся в жилом помещении, следовательно, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Следовательно, в случае отказа Ярославцеву В.П. в удовлетворении иска, будет нарушено его конституционное право на жилище, что является недопустимым.

          Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Ярославцева В.П. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

Иск Ярославцева В.П. удовлетворить.

          Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа Ярославцеву В.П. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

          Обязать администрацию города Пензы предоставить Ярославцеву В.П. благоустроенное жилое помещение в черте г.Пензы с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд г. Пензы.

Судья