Дело №2-2019/2012 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Белоглазовой Н.В.,

при секретаре Чапургиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 мая 2012 года в г. Пензе гражданское дело по иску Мамоновой О.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Мамонова О.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, указав, что Дата она обратилась в УПФР по г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР по г.Пензе Пензенской области от Дата Номер ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ. Решением Комиссии в льготный стаж не были включены следующие периоды ее работы: с Дата по Дата в должности медицинской сестры Пензенского городского территориального     медицинского объединения «Стоматология», мотивируя отказ тем, что Списками данное учреждение не поименовано; с Дата по Дата - частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком Дата г.р. Решение Комиссии считала незаконным и необоснованным.

Просила суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, обязав УПФР по г. Пензе Пензенской области включить в специальный стаж период ее работы с Дата по Дата в должности медицинской сестры ПГТМО «Стоматология», в т.ч. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с Дата по Дата ., обязав назначить досрочную трудовую пенсию с даты обращения с Дата , обязать УПФР ГУ в г.Пензе вернуть ей оплату госпошлины в размере 400 рублей.

В судебном заседании истица Мамонова О.В. исковые требования уточнила, просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы с Дата по Дата в должности медицинской сестры Пензенского городского территориального медицинского объединения "Стоматология" (за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с Дата по Дата ), включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата по Дата , ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Мамонова О.В. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.

Принимая указанное решение, комиссия исключила из специального стажа истицы период ее работы в должности медицинской сестры Пензенского городского территориального медицинского объединения "Стоматология" с Дата по Дата , т.к. Списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, Постановлением Правительства № 1066 от 22.09.1999, данное учреждение не поименовано. Кроме того, в указанный период Мамонова О.В. находилась в отпусках без сохранения заработной платы с Дата по Дата , а также в отпуске по уходу за ребенком с Дата по Дата до достижения им трех лет.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 № 464, которое применялось до 01.11.1999, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, предусмотрена должность медицинской сестры.

    Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в п. 8 которой указано, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО.

Постановлением Минтруда РФ от 14.05.2001 № 38 предусматривалось, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно трудовой книжке Мамоновой О.В. она с Дата по Дата работала в должности медицинской сестры ПГТМО «Стоматология».

Приказом Исполнительного комитета Пензенского городского Совета народных депутатов от Дата Номер с Дата на базе городской стоматологической поликлиники было организовано Пензенское городское территориально-медицинское объединение «Стоматология», в состав которого введены детская и взрослая стоматологические поликлиники г. Пензы. Данный приказ был принят на основании распоряжения Горисполкома № 35 р от 28.02.1989 для реализации решения 27 съезда КПСС по ускорению внедрений достижений научно-технического прогресса в практику здравоохранения, с целью улучшения оказания стоматологической помощи взрослому и детскому населению г. Пензы, повышения ее качества и уровня организационно-методического руководства службой, более эффективного использования сил и средств для достижения наилучших конечных результатов в проведении комплекса стоматологических медицинских мероприятий как населению города, так и отдельным его контингентам, и дальнейшего совершенствования стоматологической помощи.

Согласно Положению о территориальном медицинском объединении «Стоматология», утвержденному главным врачом ПГТМО «Стоматология» Дата , в состав ГТМО «Стоматология» входят организованные в одно целое стоматологические учреждения, подразделения и кабинеты, согласно приложению приказа Горздравотдела Номер от Дата . ГТМО «Стоматология» представляет собой самостоятельное зональное структурное подразделение. Основная задача территориального медицинского объединения «Стоматология» - реализация мероприятий по проведению комплексной профилактики стоматологических заболеваний, проведение плановой санации декретированных контингентов и оказание на современном уровне всех видов стоматологической помощи.

Постановлением Главы администрации г. Пензы от 04.01.1995 № 2 Пензенское городское территориальное медицинское объединение «Стоматология» реорганизовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Пензенское городское территориально-медицинское объединение «Стоматология», являющееся юридическим лицом и находящееся на самостоятельном балансе.

Согласно п. 2.1 Устава МУЗ «Пензенское городское территориальное медицинское объединение «Стоматология», утвержденного Постановлением Главы администрации г.Пензы от 04.01.1995 года № 2, ПГТМО «Стоматология» в соответствии со своими задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет: профилактическую, лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь населению стоматологического профиля; оказание ортопедической (зубопротезной) помощи в полном объеме (съемное, несъемное протезирование), протезирование с применением драгоценных металлов (изготовление протезов, прокатка драгоценных металлов) и др.

Из анализа вышеназванных доказательств следует, что ПГТМО "Стоматология" являлось лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим лечебно-профилактическую помощь населению и объединяющим стоматологические поликлиники, являющиеся его структурными подразделениями. В одной из поликлиник, входящих в структуру ПГТМО «Стоматология», работала истица. Изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала истица в спорный период времени, не повлекло изменение его медицинского профиля, а обязанности, выполняемые Мамоновой О.В. были связаны с осуществлением деятельности по охране здоровья граждан

С учетом вышеизложенного, руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25, суд считает, что спорный период работы Мамоновой О.В. в должности медицинской сестры ПГТМО «Стоматология» подлежит включению в ее специальный стаж в календарном исчислении.

При разрешении спора суд учитывает, что реорганизация и изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала Мамонова О.В. в спорный период времени, осуществлялось на основании решений органов государственной власти (Исполнительного комитета Пензенского городского Совета народных депутатов, Главы администрации г. Пензы) в целях совершенствования оказания медицинской (стоматологической) помощи населению, данное обстоятельство не зависело от воли истицы и само по себе не может ограничивать ее право на пенсионное обеспечение.

Формальное несоответствие наименования учреждения здравоохранения, где работала истица, со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.12.2002, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации права Мамоновой О.В. на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную лечебную деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка материнства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях (в частности, от 03 июня 2004 года № 11-П) указывал, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст.1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей в период нахождения Мамоновой О.В. в отпуске по уходу за ребенком, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Новая редакция ст. 167 КЗоТ, в соответствии с которой возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком была исключена, была введена Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 года, и вступила в законную силу 06 октября 1992 года.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, он подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Согласно материалам пенсионного дела Мамонова О.В. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку специальный стаж работы Мамоновой О.В. с учетом оспариваемых ответчиком периодов на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд считает необходимым назначить истице трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с Дата .

Руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Мамоновой О.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Мамоновой О.В. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы с Дата по Дата в должности медицинской сестры Пензенского городского территориального медицинского объединения "Стоматология" (за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с Дата по Дата ), включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата по Дата .

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца.

Судья:                                   Н.В. Белоглазова