Дело № 2-453/2012 Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,

при секретаре Черняевой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гронского Сергея Станиславовича к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждению к предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно,

У С Т А Н О В И Л:

Гронский С.С. обратился в суд с названным иском, указав, что приказом от Дата Номер -лс он майор внутренней службы (А-273745), оперативный дежурный дежурной части отдела безопасности федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония Номер Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области», в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 31.12.1992г. № 4202-1, с Дата был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст.58 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья), без предоставления жилья.

Гронский С.С. также указывает, что службу в исправительной колонии Номер Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области он проходил с Дата по Дата (выслуга лет составляла в календарном исчислении 17 лет 06 месяцев 03 дня, в льготном исчислении 28 лет 10 месяцев 22 дня). В период прохождения службы он (Гронский С.С.) жильем обеспечен не был и своего согласия на увольнение без предоставления жилья не давал. Объектов недвижимого имущества в собственности он не имеет.

Истец обращает внимание, что постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Пензы от Дата Номер он (Гронский С.С.) был включен в списки очередников по улучшению жилищных условий в списке общей очередности за Номер , в списке очередников, имеющих право на первоочередное предоставление жилья за Номер . С марта 2000 года и по настоящее время он (Гронский С.С.) вдвоем с сыном - ФИО1, Дата года рождения, зарегистрирован и фактически проживает в общежитии Номер по Адрес .

Гронский С.С. просит учесть, что с целью реализации своего права на получение жилья он обратился в Министерство здравоохранении и социального развития Пензенской области с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов. Однако, Министерство здравоохранении и социального развития Пензенской области в письме от Дата Номер -ФЖ сообщило, что правовых оснований для предоставления ему (Гронскому С.С.) жилого помещения в собственность бесплатно не имеет, в связи с тем, что он был уволен со службы после Дата , поэтому обеспечение его жилым помещением должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти.

Гронский С.С. считает отказ Министерства здравоохранении и социального развития Пензенской области в предоставлении ему жилого помещения незаконным.

Просит суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить ему (Гронскому С.С.) жилое помещение в собственность бесплатно в порядке, установленном Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от 08.12.2010г. № 342-ФЗ и Постановлением Правительства Пензенской области от 02.09.2011г. № 615-пП.

В судебном заседании Гронский С.С., исковые требования поддержал, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области К.С., действующий на основании доверенности от Дата Номер , с исковыми требованиями Гронского С.С. не согласился. Пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт 2 ст. 15 Закона устанавливает, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Пункт 13 ст. 15 Закона определяет, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Пункт 14 ст. 15 Закона предусматривает, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданином один раз. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. Статья 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении вменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении «жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусматривает распространение Порядка и условий обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренных п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в том числе на граждан, уволенных со службы из органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ. В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних цел, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство РФ в Постановлении от 06.09.1998г. № 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила). В настоящих Правилах под военнослужащими понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы. В соответствии с п. 2 Правил настоящие Правила являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.

Представитель ответчика, обращает внимание, что Гронскому С.С. было отказано, в связи с тем, что он не был поставлен на учет администрацией города Пензы в качестве гражданина, уволенного с военной службы и нуждающегося в улучшении жилищных условий ни до, ни после 2005 года. Поэтому, по мнению представителя ответчика, права на обеспечение жильем, как гражданин, уволенный с военной службы, Гронский С.С. не имеет.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области просит в удовлетворении иска отказать и считает, что Гронскому С.С. жилое помещение в собственность бесплатно предоставлено быть не может и для получения жилого помещения ему необходимо обратиться в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области.

Представители привлеченных к участию в деле третьих лиц, администрации Железнодорожного района г. Пензы и УФСИН России по Пензенской области в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. Принятие решения полагали на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Гронский С.С. в период с Дата по Дата проходил службу в уголовно-исполнительной системе, на различных должностях, финансируемых из федерального бюджета, уволен из уголовно – исполнительной системы по ст.58 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья) (справка ФКУ ИК-8 УФСИН России по Пензенской области от Дата Номер /ТО/48/7-4908).

Приказом УФСИН России по Пензенской области от Дата Номер -лс Гронский С.С. с Дата был уволен по ограниченному состоянию здоровья (выписка из приказа от Дата Номер лс).

Постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Пензы от Дата Номер Гронский С.С. с составом семьи 3 человека, был принят на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства (в качестве сотрудника УИН) и включен в списки очередников по улучшению жилищных условий: в список общей очередности за Номер , в список очередников, имеющих право на первоочередное предоставление жилья за Номер (список отрудников УИН - Номер ).

Из справок ФКУ ИК—УФСИН России по Пензенской области следует, что Гронский С.С. по месту несения службы служебного жилья для проживания не получал (жилье не бронировалось), при увольнении в запас жильем обеспечен не был, письменного согласия быть уволенным со службы без предоставления жилья не давал, субсидии для строительства жилья из федерального бюджета не получал (справка Номер /ТО/28; от Дата Номер /ТО/28-3094; от Дата Номер /ТО/28-4941).

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Пензенской области от Дата Номер и Номер в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на недвижимое имущество Гронского С.С. и ФИО1

Гронский С.С. Дата обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения в собственность бесплатно.

Письмом от Дата Номер -ФЖ Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области отказало Гронскму С.С. в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, поскольку он был уволен с военной службы (службы) после 1 января 2005 года и согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» он должен обеспечиваться жилым помещением, за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон), обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Полномочия по обеспечению жильем указанных выше граждан, а также по принятию нормативных актов, регулирующих порядок осуществления этих полномочий переданы субъектам РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010г. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абз.1 п. 2.1ст.15, абз.3 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и ст. 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1. предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2. предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3. предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставлении гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов РФ.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 28.03.2011 г. № 2048-ЗПО «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан на территории Пензенской области» (далее – Закон Пензенской области) определен порядок реализации полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти Пензенской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 3 п. 2 ст. 1 Закона Пензенской области действие настоящего закона распространяется на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с ЖК РФ.

В соответствии с Законом, Законом Пензенской области, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005г. N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительством Пензенской области был утвержден Порядок предоставления жилого помещения в собственность бесплатно гражданам, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона Пензенской области (Постановление Правительства Пензенской области от Дата Номер -пП) (далее – Порядок), который устанавливает правила предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.

Согласно п. 2 Порядка приобретение жилых помещений осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области (далее - Уполномоченный орган) в установленном действующим законодательством РФ порядке за счет средств федерального бюджета, поступающих в бюджет Пензенской области в виде субвенций на финансовое обеспечение переданных РФ полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями.

В п. 5 Порядка определен перечень документов, подаваемых гражданами в Уполномоченный орган для получения жилого помещения в собственность бесплатно.

Пункт 8 Порядка содержит исчерпывающий перечень основания для отказа в предоставлении жилого помещения.

Одним из оснований для отказа в предоставлении жилого помещения служит в частности, то, что если гражданин - заявитель не относится к категории граждан, указанных в Законе Пензенской области (граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с ЖК РФ).

Как следует из имеющихся в материалах дела документов, Гронский С.С. в соответствии с нормами действующего законодательства, относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые до Дата были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, при обращении Гронского С.С. в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно им были представлены все необходимые документы, подтверждающие его право на получение жилого помещения.

Ссылка представителя ответчика на то что, Гронский С.С. не имеет права на обеспечение жильем в собственность бесплатно, как гражданин, уволенный с военной службы, поскольку он не был поставлен на учет, как гражданин, именно этой категории, суд считает не обоснованной, поскольку как указывалось выше постановлением главы администрации Железнодорожного района г. Пензы от Дата Номер Гронский С.С. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (в качестве военнослужащего).

Таким образом, и с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу, что Гронский С.С. имеет право на предоставление ему жилого помещения в собственность бесплатно, а отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, суд считает незаконным и необоснованным.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования Гронского С.С. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гронского Сергея Станиславовича к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении Гронскому Сергею Станиславовичу жилого помещения в собственность бесплатно.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать Гронскому Серею Станиславовичу в установленном законом порядке жилое помещение в собственность бесплатно.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2012 года.

Судья Ю.А. Андрианова