Дело № 2-2024/2012 Решение о понуждении к предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,

при секретаре Черняевой Г.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосковой Валентины Максимовны к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Соскова Валентина Максимовна обратилась в суд с названным иском, указав, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны - С.В.. Ее муж - С. B.C. являлся участником боевых действий в Венгрии в 1956 году.

Как указывает истец в своем исковом заявлении, Дата ее муж - С. B.C. умер. После его смерти она (Соскова В.М.), как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, пользовалась соответствующими льготами, предусмотренными ст. 21 Закона РФ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением от Дата серии А Номер и удостоверением Номер .

Соскова В.М., обращает внимание, что постановлением Администрации Вадинского сельского совета Вадинского района Пензенской области от Дата Номер п она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны, и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В 2012 году, она (Соскова В.М.) обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Однако, Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в письме от Дата Номер -ФЭС отказало ей в предоставлении жилого помещения, со ссылкой на то, что в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального. Граждане, имеющие в пенсионном удостоверении отметку о праве на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах», но чьи супруги не участвовали в боевых действиях в период Беликов Отечественной войны или в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, такого права не имеют. Учитывая, что ее супруг (С.В. участвовал в боевых действиях Венгрии (1956 год), то обеспечение ее жильем в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 не возможно.

С отказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области она (Соскова В.М.) не согласна. Просит признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать ей свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

Истица Соскова В.М. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы – С.И., действующая на основании доверенности от Дата Номер , исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области С.С., действующая на основании доверенности от Дата Номер , возражала против удовлетворения искового заявления Сосковой В.М. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.

Пояснила, что Президент Российской Федерации Указом № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановил: «В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановляю: Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»» (далее – Закон).

Кроме того, представитель указала, что Законом установлено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе членов семей погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Закона предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Кроме того, обратила внимание, что в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст.23.2 Закона устанавливается обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Подпункт 1 п. 1 ст. 2 Закона определил перечень лиц, входящих в категорию «участники Великой Отечественной войны». Слово «Венгрия» в тексте данного подраздела не указано. Под буквой «a» в данном подразделе перечислены: «военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР». Здесь слова «... или период других боевых операций по защите Отечества.. .» формально понимаются, что «боевые операции по защите Отечества» могут вестись только в случае вторжения войск агрессора на территорию Отечества. В Разделе I Приложения к Закону «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» указано: «Великая Отечественная война: с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года; Боевые действия в Венгрии: 1956 год».

Представитель ответчика, так же указала, что по сведениям администрации Вадинского района, Пензенской области супруг Сосковой В.М.принимал участие только в боевых действиях в Венгрии (1956 год).

Соответственно, и с учетом норм законодательства Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области считает, что Бурова Ольга Владимировна на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и на предоставление свидетельства на единовременную денежную выплату для строительства или приобретения жилого помещения права не имеет.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что С.В. и И.В. Дата заключили брак, после регистрации супругам присвоена фамилия «С.» (свидетельство о заключении брака от Дата Номер ).

С.В. Дата умер (свидетельство о смерти от Дата II-ИЗ Номер ).

Как усматривается из письма Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер -ФЖ, что согласно сведениям администрации Вадинского района С.В. принимал участие в боевых действиях в Венгрии (1956 год).

Согласно справки отдела военного комиссариата Пензенской области по Земетчинскому и Вадинскому районам от Дата Номер С.В., Дата года рождения, проходил военную службу в период Великой Отечественной войны в воинской части Номер с Дата по Дата , участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии с Дата по Дата

Из удостоверения Сосковой В.М. от Дата Номер следует, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (ст. 21 ФЗ «О ветеранах»).

На основании постановления администрации Вадинского сельсовета Вадинского района Пензенской области от Дата Номер п Соскова В.М. – вдова ветерана Великой Отечественной войны, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет.

Соскова В.М. Дата обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер -ФЖ Сосковой В.М. было отказано в предоставлении жилого помещения, со ссылкой на то, что в п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5 - ФЗ «О ветеранах» определены категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального. Граждане, имеющие в пенсионном удостоверении отметку о праве на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5ФЗ «О ветеранах», но чьи супруги не участвовали в боевых действиях в период Великов Отечественной войны или в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 г. по 31.12.1951 г. такого права не имеют. Учитывая, что супруг Сосковой В.М. участвовал в боевых действиях Венгрии (1956 год), то обеспечение ее жильем в рамках указа Президента РФ за счет средств федерального бюджета не возможно.

Пунктом 1 ст. 11 ГК РФ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.

В качестве одного из способов защиты гражданских прав, законодатель установил в ст. 12 ГК РФ, а именно, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Президент РФ в своем Указе от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов» постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон).

Из буквального содержания Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно ст. 2 Закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с Приложением к Закону - Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (раздел 1), военные действия велись в Венгрии в 1956 году.

В разделе 2 Приложения указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие ст., ст. 2, 4 Закона.

Приведенные нормы действующего законодательства свидетельствуют, что участники боевых действий в Венгрии в 1956 году отнесены Законом к ветеранам Великой Отечественной войны, соответственно имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные для данной категории лиц.

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Соскова В.М., была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как вдова ветерана Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. 1, 2, 11 ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14 – 19, 21 Закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16, 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 – 19, 21 Закона категорий граждан,- нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Пункт 3.1 ст. 23.2 Закона устанавливает, что по письменным заявлениям указанных в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (к числу которых отнесены участники ВОВ, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В соответствии с п. 4,5,6 ст. 23.2 Закона субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Кроме того, в п.11 ст. 23.2 Закона указано, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Во исполнение и на основании указанных норм права был принят Закон Пензенской области от 27.02.2010 г. № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», определяющий порядок реализации полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных, условий, на территории Пензенской области.

В соответствии со ст. 3 данного Закона Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в п. 1 ч. 2 ст. 1 настоящего Закона, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010г. №160-пП был утвержден Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее – Порядок).

Пунктом 1 Порядка установлено, что предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, уполномоченным Правительством Пензенской области.

При таких обстоятельствах, отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении Сосковой В.М. единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья противоречит ст. ст. 2, 18, 55 Конституции РФ, гарантирующим непосредственное действие прав и свобод граждан, и допускающим их ограничение федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и является неправомерным.

На основании изложенного, и с учетом норм действующего законодательства, Соскова В.М., будучи лицом, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, на которое, в соответствии с законом распространен статус члена семьи ветерана (участника) Великой Отечественной войны и соответствующие меры социальной поддержки, подлежит обеспечению жильем и соответственно, имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья.

Таким образом, суд находит исковое заявление Сосковой В.М. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сосковой Валентины Максимовны к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении Сосковой Валентине Максимовне единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать Сосковой Валентине Максимовне в установленном законом порядке свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд Адрес в течение 1 месяца со дня вынесения.

Судья Ю.А. Андрианова

Определением от Дата устранена описка в части указания фамилии истца