РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Белоглазовой Н.В.,
при секретаре Чапургиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 16 мая 2012 года гражданское дело по иску Захарчук Л.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы в районах Крайнего Севера, применении повышенного коэффициента, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Захарчук Л.В. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с названным иском, указав, что решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области в «северный» стаж не был включен период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата по Дата (1 год 5 месяцев 14 дней), когда она работала по трудовому договору в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (Адрес ). Отказ во включении указанного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера считала незаконным и необоснованным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение.
Просила суд включить период с нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата по Дата в стаж работы в районах Крайнего Севера; применить повышенный размер в отношении среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате и к размеру базовой части трудовой пенсии районный коэффициент, установленный для соответствующей местности в соответствии со ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; выплатить недополученную сумму со дня возникновения права на указанную пенсию (с Дата ).
Истец Захарчук Л.В. в судебном заседание исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на изложенные в иске обстоятельства. Также указала, что в Пензу она приехала Дата , до этого работала и жила на Крайнем Севере.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области – Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, иск Захарчук Л.В. считал необоснованным и неподлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных ответах от Дата и Дата , направленных в адрес истицы на ее обращения в УПФР в г. Пензе по Пензенской области.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что Захарчук Л.В. Дата назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В период своей трудовой деятельности, Захарчук Л.В. с Дата по Дата работала в должности медсестры в физиотерапевтическом отделении МБЛП «Данные изъяты».
При этом, в указанный период с Дата по Дата ей был предоставлен отпуск без сохранения зарплаты по уходу за ребенком, Дата года рождения.
Период нахождения истицы с Дата по Дата в отпуске по уходу за ребенком не был включен УПФР в ее стаж работы в районах Крайнего Севера.
С позицией УПФР в г.Пензе Пензенской области Захарчук Л.В. не согласна, считала, что спорный период подлежит включению в ее «северный» стаж.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Захарчук Л.В., поскольку требования основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка материнства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г., статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
В данном случае, отпуск по уходу за ребенком, Дата года рождения, был предоставлен Захарчук Л.В. после Дата – с Дата по Дата .
Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях (в частности, от 03 июня 2004 года № 11-П) указывал, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст.1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Однако в данном случае, указанные принципы законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, отраженные в постановлениях Конституционного Суда РФ, не применимы, поскольку отпуск по уходу за ребенком у истицы начался через полтора года после окончания действия названных нормативных актов, предусматривающих включение отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
При исчислении специального стажа граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии на основании подпункта 2 пункта 1 ст.27, подпункта 2 ст.28 и пункта 2 ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» применяется порядок, аналогичный порядку исчисления специального стажа при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда, в соответствии с которым период нахождения женщин в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет засчитывается в специальный стаж до 06.10.1992 года.
На основании изложенного, у суда не имеется оснований для включения периода нахождения Захарчук Л.В. с Дата по Дата в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Пенсионное законодательство предусматривает применение отношения заработков (ЗР/ЗП), при определении расчетного размера пенсии, в повышенном размере лицам, работавшим в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностям при местностям при условии либо полной отработке «северного стажа», т.е. не менее 20 лет в МПКС, по состоянию на 01.01.2002 и наличии не менее 20 лет страхового стажа, либо проживания в МПСК по состоянию на 01.01.2002 г.
В данном случае ни одно из условий не выполняется, поскольку истица выехала с территории Крайнего Севера Дата , что она подтвердила в судебном заседании, и стаж работы в МПКС составил менее 20 лет, а именно 19 лет 4 месяца 26 дней.
Таким образом, оснований для применения повышенного коэффициента при расчете размера пенсии и перерасчета истице пенсии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Захарчук Л.В. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы в районах Крайнего Севера, применении повышенного коэффициента, перерасчете пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Белоглазова.