Дело №2-1961/2012 Решение о признании незаконным приказа социального управления г. Пензы и понуждении к включению молодой семьи в список участников подпрограммы обеспечение жильем молодой семьи.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску      Кулаева А.Г., Кулаевой Ю.М. к Социальному управлению г.Пензы о признании незаконным приказа Социального управления г. Пензы Номер от Дата и понуждении к включению молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с даты подачи заявления компенсации морального вреда,

                                                     У С Т А Н О В И Л:

             Кулаев А.Г., Кулаева Ю.М. обратились в суд с названным иском, указав, что Дата Кулаев А.Г., обратился с заявлением в Социальное управление г. Пензы о включение его семьи, в составе трех человек (супруга, ребенок), в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011г. - 2015г. Целью получения его семьей возможности для использования социальной выплаты являлось приобретение квартиры по Договору ипотечного кредитования, заключенному между Кулаевым А.Г., Кулаевой Ю.М. и ОАО «У» от Дата по договору участия в долевом строительстве жилого дома от Дата , заключенному между ОАО «П» и Кулаевым А.Г., Кулаевой Ю.М., в общую долевую собственность квартиру, находящуюся по Адрес . В настоящее время указанная квартира находится в совместной собственности его семьи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата Однако, его семья не была признана участницей подпрограммы в виду того, что Постановлением    Правительства РФ    от 17.12.2010 №1050 не предусматривает предоставление социальной выплаты гражданам, заключившим договор об участии в долевом строительстве многоквартирного дома (приказ Номер от Дата ) Считает приказ Социального управления города Пензы, выразивший в отказе включить его семью в список семей на получение социальной выплаты по Подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

                 Просил суд признать незаконным приказ Социального управления города Пензы выразившейся в отказе включить семью Кулаевых в составе 3-х человек всписок участников Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей»федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на получениесоциальной выплаты. Обязать ответчика включить семью Кулаевых в составе 3-х человек в состав участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Взыскать с ответчика расходы по оплате услуг юриста в сумме 1500руб., госпошлину в размере 400 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

                 В судебном заседании истец Кулаев А.Г. уточнил и поддержал исковые требования, в обоснование ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении, просил суд признать незаконным приказ Социального управления г. Пензы Номер . от Дата , обязать социальное управление включить молодую семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с даты подачи заявления. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

          Истец Кулаева Ю.М. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Социального управления г. Пензы Измайлова Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-1015 годы.

Как указывается в вышеназванном Постановлении, в ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей и повышение качества оказываемых коммунальных услуг. Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.

             Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 (ред. от 06.10.2011) утвержден механизм реализации подпрограммы, который предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами, приведенными в приложении N 3. Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

            В судебном заседании установлено, что Кулаев А.Г. и Кулаева Ю.М. состоят в браке и имеют сына Кулаева В. Дата года рождения.

          Постановлением главы администрации г. Пензы Номер от Дата , семья Кулаевых в составе два человека, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для целей участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005-2010 годы».

             Дата Кулаев А.Г. и Кулаева Ю.М. обратились в Социальное управление г. Пензы с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

             Приказом начальника Социального управления г. Пензы от Дата , Номер м.с. семья Кулаевых в количестве двух человек признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

            Полагая, что могут самостоятельно выбрать и приобрести жилье, в том числе и с помощью кредита на приобретение недвижимости, а в последствии, когда подойдет их очередь, получить полагающуюся им субсидию на приобретение жилья в рамках указанной выше подпрограммы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, Кулаев А.Г. и его супруга Кулаева Ю.М. Дата заключили договор Номер участия в долевом строительстве жилого дома с ООО «П» и приобрели в собственность квартиру Номер С целью приобретения указанной квартиры Кулаев А.Г. и его супруга Кулаева Ю.М., Дата заключили с ОАО «Банк У» кредитный договор Номер на сумму в размере 1 230 000 рублей для приобретения квартиры расположенной по Адрес

         Дата Управлением Росреестра по Пензенской области семье Ивановых выданы свидетельства о государственной регистрации права, где указывается, что Кулаеву А.Г. принадлежит 1/2 доли, Кулаевой Ю.М. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру Адрес

         В сообщении Социального управления г. Пензы от Дата на имя Кулаева А.Г. указывалось, что в настоящее время действует подпрограмма «Обеспечение жильем и молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050, в которую постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 № 575 внесены дополнения в части использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. В случае принятия решения об участии их семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы им необходимо обратиться в отдел реализации целевых программ Социального управления г. Пензы.

          Дата Кулаев А.Г. и Кулаева Ю.М. обратились в Социальное управление г. Пензы с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

          Приказом социального управления г. Пензы Номер от Дата молодой семье Кулаевых отказано в признании участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, представившей кредитный договор для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты на погашение долга по кредитному договору на оплату по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами гражданского дела, и обозревавшимся в ходе судебного заседания материалами учетного дела.

В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», приказом министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области №77 от 21.03.2011 г. утвержден порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

         Согласно Порядку формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденному приказом Департамента градостроительства Пензенской области от 19 июня 2008 год № 86/ОД «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году» орган местного самоуправления на основании решений о признании молодых семей участницами подпрограммы, на основании норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета муниципальной образования на планируемый год, формирует список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную; выплату в планируемом году.

В соответствии с пунктом 5 Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы первоочередное право на включение в Список имеют молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и признанные участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (с последующими изменениями), которые включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий;

      После молодых семей, указанных в подпункте 5.1. настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и признанные участниками Подпрограммы на 2011-2015 годы, которые включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий;

      После молодых семей, указанных в подпунктах 5.1., 5.2. настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и признанные участниками Подпрограммы на 2002-2010 годы. Указанные молодые семьи включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в Подпрограмме на 2002 - 2010 годы;

      После молодых семей, указанных в подпунктах 5.1., 5.2., 5.3. настоящего Порядка, в Список включаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и признанные участниками Подпрограммы на 2011 - 2015 годы. Указанные семьи включаются в Список в хронологическом порядке в соответствии с датами подачи заявлений на участие в Подпрограмме на 2011 - 2015 годы.

Семья Кулаевых, будучи признанная постановлением администрации г.Пензы нуждающейся в улучшении жилищных условий и включенная Социальным управлением г. Пензы в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы с Дата , обоснованно полагала, что вправе была оформить жилищный кредит, с последующим использованием социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищному кредиту.

Приложением №3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, предусмотрены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование. (в редакции постановления Правительства РФ от 14.07.2011 №575., 06.10.2011 №825)

     Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат.

             Согласно п.2 пп. «е» Правил социальные выплаты могут быть использованы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

      В соответствии с п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 825)

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

         В соответствии с пунктом 15(1) Правил, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);

д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно;

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;

ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом)."

        Согласно пункту 18 Правил, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил; (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011 N 575)

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

        Учитывая, что истцы получили целевой ипотечный жилищный кредит на приобретение квартиры по Адрес до 1 января 2011 года, соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам Подпрограммы на 2011-2015 годы, следовательно, они вправе стать участниками данной подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с момента подачи первоначального заявления, то есть, с Дата .

         При этом суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что истцы приобрели квартиру по договору долевого участия в строительстве, поскольку, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не содержит запрета на приобретение жилых помещений по договору долевого участия в строительстве жилья.

    В связи с этим требования истцов в этой части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

          Требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, компенсацией морального вреда.

        Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    Учитывая, что требования истцов вытекают из имущественных правоотношений, суд считает, что иск в части компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                             Р Е Ш И Л:

          Иск Кулаева А.Г., Кулаевой Ю.М. удовлетворить.

          Признать за Кулаевым А.Г., Кулаевой Ю.М. право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Обязать Социальное управление г. Пензы включить Кулаева А.Г., Кулаеву Ю.М., несовершеннолетнего Кулаева В.А. в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с даты первоначального обращения в Социальное управление г. Пензы - Дата .

В удовлетворении исковых требований к Социальному управлению г.Пензы о компенсации морального вреда Кулаеву А.Г., Кулаевой Ю.М. отказать.

          Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение одного месяца.

            Судья