Дело №2-2091/2012 Решение о признании незаконным приказа администрации г. Пензы в части отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, признании незаконным приказа Социального управления г. Пензы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2012 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску      Зимина С.Р., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Зиминой П.С., Зиминой О.В. к администрации г. Пензы, Социальному управлению г.Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, о признании незаконным приказа Социального управления города Пензы от Дата Номер и понуждении к включению молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с первоначальной даты подачи заявления,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

           Зимин С.Р., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Зиминой П.С., Зимина О.В. обратились в суд с названным иском, указав, что приказом заместителя главы администрации города Пензы от Дата Номер их семье было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, а приказом начальника Социального управления города Пензы от Дата Номер их семье отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Считают вышеназванные нормативные акты незаконными, вынесенными без учета реальной ситуации, и с нарушением нормативных актов, на которые в приказе Номер от Дата и приказе Номер от Дата имеются ссылки. Так, их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в Дата и стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 – 2010 года с Дата . Дата они были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Дата в Социальном управлении города Пензы на Адрес им дали уведомление, что нужно собрать заново документы, чтобы получить сертификат в 2011 году. Приказ Номер в п. 1 изложено, что отказать Зимину С.Р. с составом семьи 3 человека, зарегистрированному по Адрес , в квартире общей площадью Данные изъяты, принадлежащей на праве собственности матери З.Л. На Зимина СВ. как на члена семье собственника приходится Данные изъяты кв. м (на момент передачи квартир в собственности был зарегистрирован в указанной квартире). Жена Зимина О.В. Дата подарила 1/3 долю (Данные изъяты кв.м) в праве на квартиру, принадлежащую ей в результате передачи квартиры в собственность граждан, по Адрес . Их семья зарегистрировала брак в Дата и с момента основания семьи они проживали и вели совместное хозяйство в квартире на Адрес , принадлежащей его матери. С Дата Зимина О. В. прописана по вышеуказанному адресу. В январе 2008 года Зимина О.В. подарила 1/3 долю в квартире не являясь жильцом этой квартиры, т.е. не ухудшая свои жилищные условия. Вопрос об улучшении жилищных условий молодой семьи поставлен администраций города Пензы неправильно, поскольку семья фактически все время проживала и проживает по Адрес . Невозможно ставить вопрос об ухудшении жилищных условий молодой семьи по тому адресу, по которому она не проживает. Кроме того, невозможно молодой семье проживать отдельно друг от друга. Ссылка на то, что на Зимина С.Р. приходится Данные изъяты кв.м площади также не основана на законе. Зимин С.Р. не участвуя в приватизации квартиры сохраняет право бессрочного использования этой жилой площадью, независимо от размера всей квартиры, и не более того. Приватизация квартиры была в Дата , т.е много лет назад, и никак не подпадает под положения ст. 53 ЖК РФ. В настоящее время в двухкомнатной квартире по Адрес зарегистрировано 5 человек: З.Л. - мать, З.Н. - бабушка и их семья Зимин С.Р. - муж, Зимина О.В. - жена, Зимина П.С. - несовершеннолетняя дочь. Таким образом, фактически в двухкомнатной квартире проживают 3 семьи. Все три семьи имеют отдельные друг от друга расходы, совместного хозяйства со дня их свадьбы, т.е с Дата не заводили и заводить не собираются. Следовательно обеспеченность семьи (Данные изъяты) составляет Данные изъяты кв.м и их семья подпадает под категорию нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пп 1 п1 ст.51 ЖКРФ, а не Данные изъяты кв.м как указано в постановлении заместителя главы администрации города Пензы. Поэтому совершенно законно включение их семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 -2015годы. Приказом Номер п, следовательно, незаконно отменен п. 46 Приложения к постановлению главы администрации города Пензы от Дата Номер в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Зиминых. Они состоят в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» 4 года с Дата и все это время их семья была нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается нормативным актом администрации. Все это время наши жилищные условия не менялись. Получается, что спустя 4 года администрация города Пензы изменила свое решение и лишила их семью государственной помощи в решении жилищного вопроса. Поэтому необходимо восстановить их право быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Приказом начальника Социального управления города Пензы от Дата Номер их семье отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Указанным приказом Социального управления их лишили права на получение в ноябре 2011 года свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Считаем приказ начальника Социального управления подлежащим отмене.

             Просили суд признать недействительным со дня принятия приказ заместителя главы администрации города Пензы от Дата Номер . Признать недействительным со дня принятия приказ Социального управления города Пензы от Дата Номер . Включить их семью в составе трех человек в число претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году с Дата , первоначальной даты

          В судебном заседании Зимин С.Р., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Зиминой П.С., Зимина О.В., поддержали исковые требования, в обоснование ссылались на доводы, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Социального управления г. Пензы Далаев Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика администрации г. Пензы Кочетова С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, а также признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005-2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В рамках указанной выше подпрограммы Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. № 139-12/4 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы» (в ред. Решения Пензенской городской Думы от 28.03.2008 N 928-44/4), согласно которой участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья);

в) наличие у семьи доходов либо денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Применительно к условиям настоящей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постоянно проживающие в городе Пензе, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

            Пунктами 4-7 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 также предусмотрено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

           Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

             В судебном заседании установлено, что Зимин С.Р. и Зимина О.В. состоят в браке с Дата . От брака имеют дочь Зимину П.С., Дата года рождения.

             Постановлением главы администрации г. Пензы от Дата Номер молодая семья Зиминых в количестве 3 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010.

             Приказом начальника Социального управления г. Пензы от Дата , Номер семья Зиминых в количестве 3 человека признана имеющей достаточные доходы, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размере предоставляемой социальной выплаты для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

             Приказом начальника Социального управления г. Пензы от Дата , Номер семья Зиминых в количестве 3 человек признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

          Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Зимину С.Р. с составом семьи три человека, отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Зарегистрирован по Адрес , в квартире общей площадью Данные изъяты принадлежащей на праве собственности матери З.Л. На З.С. как на члена семьи собственника приходится Данные изъяты кв.м (на момент передачи квартиры в собственность был зарегистрирован в указанной квартире). Жена Зимина О.В. Дата подарила 1/3 долю (Данные изъяты кв.м) в праве на квартиру, принадлежащую ей в результате передачи квартиры в собственность граждан, по Адрес Также указанным приказом отменен п. 46 Приложения Номер к постановлению главы администрации г. Пензы от Дата Номер в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Зиминых.

             Приказом начальника Социального управления г. Пензы от Дата Номер . отказано в выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

             Указанные выше обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании и материалами гражданского дела.

             В соответствии со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

      При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

          Администрация г. Пензы отказала Зимину С.Р., с составом семьи 3 человека, в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тем, что его жена Зимина О.В. Дата подарила 1/3 долю (Данные изъяты кв.м) в праве на квартиру, принадлежащую ей в результате передачи квартиры в собственность граждан, по Номер и на настоящее время не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

          Кроме того, Зимин С.Р. зарегистрирован по Адрес , в квартире общей площадью Данные изъяты, принадлежащей на праве собственности его матери З.Л. На З.С. как на члена семьи собственника приходится Данные изъяты кв.м (на момент передачи квартиры в собственность был зарегистрирован в указанной квартире).

             Судом установлено, что по договору дарения от Дата Зимина О.В. действительно подарила своей матери Н.А. принадлежащую ей на праве собственности 1/3 долю (Данные изъяты кв.м) в праве на квартиру по Адрес , общей площадью Данные изъяты.

          Зимина О.В. с Дата зарегистрирована и проживает по Адрес в квартире, собственником которой является мать её супруга З.Л. Общая площадь квартиры Данные изъяты. По указанному адресу зарегистрировано 5 человек, то есть, на каждого проживающего приходится менее учетной нормы жилой площади.

          Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Н.А., суду показала, что Зимина О.В. приходится ей дочерью. Действительно дочь подарила в 2008 году ей свою долю в квартире по Адрес после смерти отца. Дочь с мужем по данному адресу не проживают, поскольку у неё сложились неприязненные отношения с зятем и совместное проживание невозможно.

В связи с этим, доводы представителя администрации г.Пензы о том, что Зимина О.В. подарила принадлежащую ей долю в квартире по Адрес , для того, чтобы семья Зиминых стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005 -2010 годы» и для этой цели намеренно ухудшила свои жилищные условия, суд не принимает во внимание.

Доказательств обратного, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, представитель администрации г.Пензы в судебное заседание не представил, об истребовании доказательств не ходатайствовал.

    Таким образом в судебном заседании не нашел своего подтверждения умышленный характер действий истицы по искусственному ухудшению жилищных условий с целью признания семьи Зиминых нуждающейся в жилом помещении.

    Кроме того, суд учитывает, что семья Зиминых с 2008 г. являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы», копия договора дарения от Дата имеется в материалах учетного дела, обозревавшегося в ходе судебного заседания, однако, вопросов у администрации г.Пензы по этому поводу не возникало.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что молодая семья Зиминых с составом 3 человека, имеет право на постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, следовательно, оспариваемые приказы вынесены незаконно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л:

          Иск Зимина С.Р., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Зиминой П.С., Зиминой О.В. удовлетворить.

          Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа Зимину С.Р. с составом семьи три человека в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отмены п. 46 Приложения Номер к постановлению главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Зиминых.

          Признать незаконным приказ начальника Социального управления города Пензы от Дата Номер об отказе в выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Обязать Социальное управление г. Пензы включить Зимина С.Р. с составом семьи три человека в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с даты первоначального обращения в Социальное управление г. Пензы - с 14 апреля 2008 года.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд г.Пензы.

            Судья