Дело №2-2232/2012 Решение о признании незаконным приказа администрации г.Пензы в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 мая 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску ГКОУ Детский дом г. Пензы действующего в интересах несовершеннолетней Коротковой Е.В. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

        ГКОУ Детский дом г. Пензы действующий в интересах несовершеннолетней Коротковой Е.В. обратился в суд с названным иском, указывая, что Короткова Е.В., Дата .года рождения, учащаяся Данные изъяты, является воспитанницей ГКОУ Детского дома г.Пензы, в который была направлена Дата по постановлению главы администрации Первомайского района г.Пензы от Дата Номер «О направлении несовершеннолетних в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Мать несовершеннолетней К.Л. умерла Дата , Отец К.В. умер Дата . В соответствии с Постановлением Главы администрации Первомайского района г.Пензы от Дата Номер за несовершеннолетней К.М. было закреплено право пользования жилым помещением по Адрес , на правах члена семьи К.Т. В доме, принадлежащем бабушке К.Т., Дата произошел пожар. После пожара уцелела одна комната площадью примерно 20 кв.м. На праве собственности несовершеннолетняя Короткова Е.В. жилья не имеет. В феврале 2012 года обратились в отдел по распределению муниципального жилищного фонда администрации города Пензы, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся Коротковой Е.В. в жилом помещении. Приказом заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер «Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» п.З было в этом отказано на основании подпункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. В настоящее время Короткова Е.В. зарегистрирована по месту пребывания в Детском доме г.Пензы, а в соответствии с п.2 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. Пункт 4 ст. 35 ГК РФ указывает, что опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.

            Истец просил суд признать право Коротковой Е.В. о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Удовлетворить требования Коротковой Е.В. о признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Признать недействительным п. 3, приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер » в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании подпункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Коротковой Е.В., Дата года рождения, зарегистрированной по Адрес

            Представитель истца Зотова Н.А., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным приказ заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа Коротковой Е.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать администрацию г.Пензы поставить Короткову Е.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях. Дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Сарайкина В.Н., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.

             Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          В судебном заседании установлено, что Короткова Е.В. родилась Дата . Её мать К.Л. умерла Дата , отец К.В. умер Дата .

             Постановлением главы администрации Первомайского района г. Пензы Номер от Дата , в связи с заявлением матери и нахождении отца в местах лишения свободы, Короткова Е.В. была направлена в образовательное учреждение для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей. За Коротковой Е.В. закреплено право пользования жилым помещением по Адрес , на правах члена семьи К.Т., Дата рождения.

В настоящее время Короткова Е.В. проходит обучение по очной форме в Пензенской государственной технологической академии по программе среднего профессионального образования, имеет временную регистрацию по месту пребывания, в Детском доме по Адрес .

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Коротковой Е.В., Дата года рождения на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата , по данным электронного архива Короткова Е.В. недвижимого имущества, зарегистрированного в Пензенском городском отделении Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» не имеет.

Короткова Е.В. обратилась в администрацию г. Пензы с ходатайством о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Коротковой Е.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании подпункта 1 части 1 ст. 54 ЖК РФ.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении, копией справки копией паспорта, копией справки ГКОУ Детский дом г. Пензы от Дата , копиями свидетельств о смерти, копией постановления главы администрации Первомайского района г. Пензы Номер от Дата , копией путевки о направлении в детский дом от Дата , копией свидетельства Номер о регистрации по месту пребывания от Дата , копией справки Пензенской Государственной технологической академии от Дата Номер , копией приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата , копией справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата , копией уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и

законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:

Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.";

     В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.

Как установлено в судебном заседании, Короткова Е.В., Дата года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей, и относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

         При направлении в образовательное учреждение для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей за Коротковой Е.В. было закреплено право пользования жилым помещением по Адрес , на правах члена семьи бабушки К.Т., Дата рождения.

          В Акте обследования условий жизни несовершеннолетней Коротковой Е.В., составленном специалистом управления образования Пензенской городской администрации Дата указывается, что несовершеннолетняя Короткова Е.В. проживает по Адрес , в полуразрушенном после пожара частном доме. Крыша и стены дома в настоящее время частично отремонтированы.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Коротковой Е.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании подпункта 1 части 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку зарегистрирована в закрепленном ранее за ней жилом помещении, по Адрес

Социальным педагогом ГКОУ Детского дома г.Пензы Дата был составлен Акт обследования сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетней Коротковой Е.В., утвержденный директором Детского дома г. Пензы. В результате обследования установлено, что в доме Адрес , где до поступления в детский дом проживала Короткова Е.В., произошел пожар. На момент обследования окна и двери дома были забиты досками, со слов соседей в настоящее время в доме никто не проживает. Дом на праве собственности принадлежит бабушке несовершеннолетней К.Т., которая в настоящее время проживает по другому адресу. Со слов соседей после пожара от дома осталась только одна комната, площадью примерно 20 кв.м.

          Учитывая, что Короткова Е.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с Дата воспитывалась в детском доме, находилась на полном государственном обеспечении, исходя из Акта обследования сохранности жилого помещения от Дата , закрепленное за ней жилое помещение повреждено пожаром и проживание в нем не возможно, в собственности жилья не имеет, суд приходит к выводу о том, что Коротковой Е.В. неправомерно было отказано администрацией г. Пензы в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 51 ГК РФ она является нуждающейся в жилом помещении, и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Следовательно, в случае отказа Коротковой Е.В. в удовлетворении иска, будет нарушено её конституционное право на жилище, что является недопустимым.

          Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования ГКОУ

Детский дом г. Пензы действующего в интересах несовершеннолетней Коротковой Е.В. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

          Иск ГКОУ Детский дом г. Пензы действующего в интересах несовершеннолетней Коротковой Е.В. удовлетворить.

Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части отказа Коротковой Е.В. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Обязать администрацию города Пензы поставить Короткову Е.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца.

Судья