Дело № 2-2424/2012 Решение о взыскании выходного пособия и заработка на период трудоустройства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 июня 2012 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Мартыновой Е.А.

при секретаре Черняевой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синициной Е.В. к ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» о взыскании выходного пособия и заработка на период трудоустройства,

У С Т А Н О В И Л :

Синицына Е.В. обратилась с названным иском в суд, указав, что с Дата по Дата она являлась сотрудником Военного комиссариата Пензенской области и работала в должности начальника 171 финансовой части военных представительств. Дата она уволена по сокращению штата. Расчет выходного пособия при увольнении по сокращению штата, а также сохраняемого заработка на период трудоустройства был произведен без учета выплаченных ей премий в соответствии с приказом № 1010 от 26.07.2010 года Министра обороны РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Таким образом, ответчик нарушил ее права и законные интересы в части оплаты труда.

Просила суд взыскать с Военного комиссариата Пензенской области в ее пользу выходное пособие при сокращении штата в сумме 18 030 рублей 76 копеек, сохраняемый заработок за 2 месяц в сумме 16 602 рубля 60 копеек, сохраняемый заработок за 3 месяц в сумме 16 602 рубля 60 копеек.

В судебном заседании истица Синицына Е.В. уточнила исковые требования, просила взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» в ее пользу выходное пособие в размере 21 516 рублей 66 копеек, заработок на период трудоустройства с Дата по Дата в сумме 19 930 рублей 05 копеек, заработок на период трудоустройства с Дата по Дата в сумме 19 930 рублей 05 копеек. Пояснила обстоятельства, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» Шкураев О.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика заявлял о пропуске истицей срока на обращение в суд. Впоследствии представителем ответчика Шкураевым О.В. указанное заявление было отозвано. В связи с чем, суд рассматривает гражданское дело в пределах заявленных истицей требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что с Дата по Дата Синицына Е.В. являлась сотрудником Военного комиссариата Пензенской области и занимала должность начальника 171 финансовой части военных представительств. Дата была уволена по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ (по сокращению штата). В 3 и 4 кварталах 2010 года, 1 и 2 кварталах 2011 года Синицыной Е.В. производилась выплата дополнительного материального стимулирования (премии), на основании приказов № 115 от 28.03.2009 года и №1010 от 26.07.2010 года Министра обороны РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Однако расчет выходного пособия при увольнении, а также заработка на период трудоустройства истицы был произведен без учета выплаченных ей в расчетный период указанных сумм премии.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Статьей 139 ТК РФ предусмотрено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 5.08.2008 года № 563» было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из данного Положения следует, что оплата труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, к которому относятся все истцы, складывается из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые должны учитываться при расчете среднего заработка.

Согласно подпункту «б» пункта 10 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; иные виды стимулирующих выплат, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы.

Также пунктами 11-13 данного Положения предусмотрено, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.

Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.

26.07.2010 года Министром обороны РФ был издан приказ № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

В пункте 2 приказа № 1010 от 26.07.2010 года указано, что выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее именуются - военнослужащие), и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются - лица гражданского персонала), в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).

Кроме этого приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 данного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

В силу пункта 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Проанализировав указанные выше нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что премии (дополнительное материальное стимулирование), предусмотренные приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, является выплатами стимулирующего характера, предусмотренными системой оплаты труда гражданского персонала, установленной приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555.

Приказом № 1010 Министра обороны РФ от 26.07.2010 года отменен ранее действовавший приказ № 115 от 28.03.2009 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», который предусматривал аналогичный порядок выплаты гражданскому персоналу Вооруженных сил РФ дополнительного материального стимулирования.

Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что эти премии носят разовый характер, поскольку их выплата согласно пункту 1 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, происходят ежеквартально.

В связи с изложенным, премии (дополнительное материальное стимулирование), выплачиваемые гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, должны включаться в расчет среднего заработка для выплаты выходного пособия и заработка на период трудоустройства.

При таких обстоятельствах ответчик был не вправе руководствоваться разъяснениями руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 25.05.2011 года за № 182\2\1\946 об отсутствии правовых оснований для включения премий, выплаченных на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, в расчет среднего заработка, поскольку они противоречат закону.

Кроме того, указанные выше разъяснения основаны на неправильном толковании письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.12.2010 года № 22-2-4618, т.к. в последнем идет речь о премия разового характера, выплачиваемых по отдельным решениям Министра обороны РФ, представляющих собой акты применения права.

Вместе с тем приказ Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года является нормативным актом, рассчитанным на неоднократное применение.

С учетом изложенного, суд считает, что требования истицы в части необходимости перерасчета выходного пособия, выплаченного в связи с увольнением по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, а также заработка, выплачиваемого в соответствии со ст.178 ТК РФ, путем включения в расчет среднего заработка суммы премий, выплаченных на основании приказов № 115 от 28.03.2009 года и №1010 от 26.07.2010 года Министра обороны РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» в расчетный период, и взыскании недоплаченной суммы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При определении размера выходного пособия и заработка на период трудоустройства, подлежащих взысканию с ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области», суд исходит из расчета, представленного ответчиком, который не оспаривается истицей.

Согласно этому расчету Синицыной Е.В. недоплачена сумма выходного пособия в размере 21 516 рублей 66 копеек. Сохраняемый заработок на период трудоустройства с Дата по Дата недоплачен истице в размере 19 930 рублей 05 копеек, за период с Дата по Дата – в размере 19 930 рублей.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет иск Синицыной Е.В. и взыскивает с ответчика в ее пользу указанные суммы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Синициной Е.В. удовлетворить.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» в пользу Синициной Е.В. выходное пособие в сумме 21 516 рублей 66 копеек (двадцать одна тысяча пятьсот шестнадцать рублей шестьдесят шесть копеек), заработок на период трудоустройства с Дата по Дата в сумме 19 930 рублей 5 копеек (девятнадцать тысяч девятьсот тридцать рублей пять копеек), заработок на период трудоустройства с Дата по Дата в сумме 19 930 рублей 5 копеек (девятнадцать тысяч девятьсот тридцать рублей пять копеек).

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение месяца с 13 июня 2012 года.

Судья: Е.А.Мартынова