Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2012 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Е.А.
при секретаре Кругловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасевой Л.Д. к УФМС России по Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и продлении указанного срока,
У С Т А Н О В И Л:
Карасева Л.Д. обратилась в суд с названным иском, указав, что в Дата она вынуждена была покинуть постоянное место жительства в Адрес , так как началось гонение и притеснение русского населения. Она приехала в г.Пензу, Дата ей присвоен статус вынужденного переселенца и в установленном законом порядке выдано удостоверение. На протяжении девяти лет она ежегодно обращалась в территориальный орган миграционной службы с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку не была обеспечена жильем и снимала квартиру совместно со снохой К.Е. Дата она вновь обратилась в УФМС России по Пензенской области с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Дата ею было получено уведомление из УФМС России по Пензенской области, что решением от Дата (протокол Номер ) ей отказано в дальнейшем продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Она признана утратившей статус вынужденного переселенца, выданное ей удостоверение признано недействительным. Основанием отказа послужило отсутствие обстоятельств, препятствующих ее обустройству на территории РФ. С указанным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку в соответствии со ст. 7 ФЗ «О вынужденных переселенцах» Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают меры к обустройству вынужденных переселенцев. Несмотря не это, до настоящего времени она не обустроена жильем, проживает в комнате, которую снимает в двухкомнатной квартире, в которой нет соответствующих для проживания условий.
Просила суд признать решение (протокол Номер ) УФМС России по Пензенской области от Дата об отказе ей в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным и обязать УФМС России по Пензенской области продлить ей срок действия статуса вынужденного переселенца.
В судебное заседание Карасева Л.Д. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ее представитель по доверенности Заливнова О.Д. исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно указала, что Карасева Л.Д. своевременно и в соответствии с действующим законодательством обратилась с заявлением о постановке ее в очередь на получение жилья, однако по независящим от нее причинам до сегодняшнего дня жилье ей не предоставлено. На протяжении 9 лет она ежегодно обращалась в территориальный орган миграционной службы с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, на основании которого ей продлевался этот статус. Таким образом, Карасевой Л.Д. были предприняты все меры для обустройства на новом месте жительства. Однако, Дата решением УФМС России по Пензенской области ей отказано в дальнейшем продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. С указанным решением она не согласна, считает его незаконным, поскольку до настоящего времени Карасева Л.Д. не обустроена жильем, проживает в комнате, которую снимает в двухкомнатной квартире, в которой нет соответствующих для проживания условий. Просила суд признать незаконным решение УФМС России по Пензенской области от Дата об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Карасевой Л.Д. и обязать УФМС России по Пензенской области продлить Карасевой Л.Д. срок действия статуса вынужденного переселенца.
Представитель ответчика УФМС России по Пензенской области Вяткина Ю.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что у Карасевой отсутствовали обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Дата Карасева Л.Д. проживала по Адрес вместе с Г.А. и Л.Н. Дата в доме произошел пожар, и гражданам, лишившимся жилья в результате пожара из федерального бюджета были выделены жилищные сертификаты. Л.Н. и Карасевой Л.Д. был предоставлен жилищный сертификат стоимостью 316 800 рублей на общую площадь жилья 36 кв.м. (по 18 кв.м. на одного человека). Дата Карасева Л.Д. купила Данные изъяты доли в праве общей долевой собственности на квартиру, состоящую из четырех жилых комнат по адресу Адрес Позже данная квартира была продана. Таким образом, Карасева Л.Д. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью создания условий для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета повторно. С приобретением Карасевой Л.Д. в собственность жилого помещения она считается обустроенной и с момента истечения 5-детнего срока действия статуса вынужденного переселенца (Дата ), оснований для его продления не имелось. Считает, что оснований для восстановления Карасевой Л.Д. статуса вынужденного переселенца не имеется, в связи с чем, просила в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Дата Карасева Л.Д. прибыла на постоянное место жительства в г.Пензу из Адрес
УФМС России по Пензенской области Карасевой Л.Д. был предоставлен статус вынужденного переселенца, что подтверждается удостоверением от Дата Номер . Пятилетний срок действия статуса вынужденного переселенца у Карасевой Л.Д. истек Дата . На основании заявлений истицы статус вынужденного переселенца ежегодно продлевался в Дата , каждый раз сроком на один год.
Дата Карасева Л.Д. обратилась в УФМС России по Пензенской области с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Решением от Дата (протокол Номер ) УФМС России по Пензенской области Карасевой Л.Д. отказано в дальнейшем продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на территории РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 5 названного закона, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
На основании ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
В силу ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение.
При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 года № 15-П указано, что Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1, 4, 5, 6, 7 и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества.
Статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на пять лет, однако при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца (пункт 4 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»). Следовательно, данный статус имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.
Из изложенного следует, что основанием для прекращения статуса вынужденного переселенца является выполнение государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, в том числе и на жилище.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что у Карасевой Л.Д. отсутствует в собственности какое-либо жилое помещение, она является пенсионером и инвалидом второй группы, дохода кроме пенсии в размере 8500 рублей не имеет.
По сообщению Администрации Данные изъяты от Дата Карасева Л.Д. состоит на учете в администрации Данные изъяты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с Дата , на Дата номер очереди Номер
На запрос суда Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области Дата сообщило, что Карасева Л.Д. состоит в сводном списке граждан, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 года по Пензенской области в категории вынужденные переселенцы, в соответствии с датой постановки на учет в органе местного самоуправления – Дата под Номер
При таких обстоятельствах в настоящее время государство не выполнило обязательство по предоставлению социальной выплаты Карасевой Л.Д. на приобретение жилья.
Доводы ответчика о том, что в период с Дата по Дата Карасева Л.Д. была собственником Данные изъяты доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу Адрес , оплаченной за счет государственного именного жилищного сертификата Л.Н., не свидетельствует о выполнении государством указанных выше обязательств.
Решений об исключении Карасевой Л.Д. об исключении из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 года по Пензенской области в категории вынужденные переселенцы компетентным органом не принималось.
Органы Федеральной миграционной службы не вправе решать вопрос об участии Карасевой Л.Д. в каких-либо социальных программах.
С учетом изложенного, отказ УФМС по Пензенской области в дальнейшем продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Карасевой Л.Д. нельзя признать законным.
В целях восстановления нарушенных права, суд считает необходимым обязать УФМС России по Пензенской области продлить Карасевой Л.Д. срок действия статуса вынужденного переселенца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Карасевой Л.Д. удовлетворить.
Признать незаконным решение УФМС России по Пензенской области от Дата об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Карасевой Л.Д..
Обязать УФМС России по Пензенской области продлить Карасевой Л.Д. срок действия статуса вынужденного переселенца.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение месяца с 17 мая 2012 года.
Судья: Е.А. Мартынова