Дело № 2-2051/2012 Решение о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Черненок Т.В.,

при секретаре Кистеневой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2051/2012 по иску Ефимкиной Т.П. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и понуждении к выдаче свидетельства о праве на единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Ефимкина Т.П. обратилась в суд с названным исковым заявлением, указав, что является бывшей несовершеннолетней узницей фашистских концлагерей и проживает в доме, расположенном по адресу: Адрес . Названный жилой дом строился в Дата в браке за личные денежные средства и своими силами. Домовладение, в котором она проживает, расположено на болотистой местности с высоким уровнем грунтовых вод и имеет значительный физический износ. Из-за расположения строения в указанной местности несущий остов срубового дома дал значительную просадку, венцы сруба прогнили, завалина пришла в негодность. В связи с просадкой фундамента стены повело и они имеют значительные трещины, полы покоробило. Отопительный прибор - печь обвалилась и непригодна для дальнейшей эксплуатации. Электрическая проводка в доме находится в аварийном состоянии и также не пригодна для дальнейшей эксплуатации. По сути дела жилое строение держится за счет того, что оно обшито железом, в доме отсутствуют какие-либо удобства. В настоящее время она с семьей проживает в данном доме. Она обратилась в администрацию Корсаевского сельского совета Белинского района Пензенской области (в настоящее время Администрация Козловского сельского совета) с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Межведомственная комиссия обследовала её жилой дом. По результатам обследования был составлен акт Номер от Дата , в котором указано, что жилой дом имеет значительный износ и не соответствует установленным требованиям для постоянного проживания, в связи с чем, непригоден для постоянного проживания. Постановлением администрации Корсаевского сельского совета Белинского района Номер от Дата «о признании бывшей несовершеннолетней узницы фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны нуждающейся в улучшении жилищных условий» она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по дате подачи заявления с Дата С момента вынесения вышеуказанного постановления Ефимкина Т.П. ожидала своей очереди на получение жилья. Однако в начале Дата в её адрес пришло письмо из Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области за Номер от Дата , в котором было указано, что ей отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в связи с невозможностью предоставления такового. Она считает данный отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области незаконным и необоснованным.

На основании изложенного, Ефимкина Т.П. просит признать незаконным отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать ей в установленном законом порядке свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.

В судебном заседании истец Ефимкина Т.П. исковые требования поддержала, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Салюкова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Ефимкиной Т.П. не согласилась, указав, что п.п. 1 п.1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» бывшие несовершеннолетние узники фашизма не указаны в качестве лиц, признающихся участниками Великой Отечественной войны, в связи с чем, по ее мнению, Ефимкина Т.П. не может быть обеспечена жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Представитель третьего лица - администрации Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области Щеголева Г.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Пензенской области не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление в удовлетворении исковых требований просил отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ефимкина Т.П. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, что подтверждается копией имеющегося в материалах дела удостоверения от Дата Номер , выданного Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Ефимкина Т.П. обратилась в администрацию Корсаевского сельского совета Белинского района Пензенской области с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. Межведомственная комиссия, назначенная Постановлением главы администрации Белинского района от Дата Номер , обследовала её жилой дом, расположенный по адресу: Адрес По результатам обследования был составлен акт Номер от Дата и заключение Номер от Дата о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

Постановлением администрации Корсаевского сельсовета Белинского района Пензенской области от Дата Номер Ефимкина Т.П., Дата года рождения, зарегистрированная по адресу: Адрес , признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по дате подачи заявления с Дата

Решением Комитета местного самоуправления Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области от Дата Номер «о правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного сельского поселения Козловского сельсовета Белинского района Пензенской области» постановлено: «Администрация вновь образованного муниципального образования Козловский сельсовет Белинского района Пензенской области в соответствии со своей компетенцией является правопреемником администрации Корсаевского сельсовета Белинского района Пензенской области и администрации Чернышевского сельсовета Белинского района Пензенской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, физическими и юридическими лицами.

Ефимкина Т.П. Дата обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком формирования и ведения списков ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010 г. № 160-пП.

Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области в письме от Дата Номер отказало Ефимкиной Т.П. в удовлетворении заявления, на том основании, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, установленные для инвалидов и участников Великой Отечественной войны Федеральным законом «О ветеранах».

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995г. N 5-ФЗ (далее – Закон) к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие.

В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В силу с п.п. 3 п. 1 ст. 15 Закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" п.п. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Закона).

П.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Закона определено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

По письменным заявлениям указанных в п.п.2 п.3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 23.2 Закона).

Пункт 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" устанавливает необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п. 2 Указа Президента РФ от 15.10.1992г. N 1235).

Вместе с тем, Указ Президента РФ от 15.10.1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" фактически утратил силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01.01. 2005 г. Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Действующими разъяснениями N 4 "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", утвержденными постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999г. N 20, в пункте 5 которого указано, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15.10.1992г. N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы, соответственно, ст.ст. 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.12.2003г. N 423-О указал, что Российская Федерация как социальное государство должна обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7, Конституции Российской Федерации). Реализуя названные конституционные положения, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.

С учетом имеющихся в материалах дела документов, а также исходя из анализа норм действующего законодательства, Ефимкина Т.П., как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, имеет право на получение льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих предусмотренных в ст. 15 Федеральным законом "О ветеранах", в том числе на обеспечение жильем, в соответствии с п. 3 части 1 названной статьи.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ефимкиной Т.П. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и понуждении к выдаче свидетельства о праве на единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения удовлетворить.

Признать за Ефимкиной Т.П. право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 мая 2012 года.

Судья Т.В. Черненок