Дело №2-2538/2012 Решение о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения



       Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2012 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

    при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Медковой Ю.С. к администрации г.Пензы о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

          Истец Медкова Ю.С. обратилась в суд с названным иском, указывая, что она, Дата года рождения, зарегистрирована и проживает по Адрес В настоящее время получает высшее профессиональное образование в Пензенском государственном университете. Её отец М.С. решением Ленинского районного суда Пензенской области от Дата лишен родительских прав. Умер в 2005 году. Мать М.С. решением Ленинского районного суда Пензенской области от Дата лишена родительских прав. На основании постановления главы администрации Ленинского района г.Пензы от Дата Номер «О направлении несовершеннолетней Медковой Ю.С. в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она была направлена на воспитание в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом Данные изъяты, где воспитывалась с Дата по Дата . После выпуска из детского дома поступила в ПТУ на факультет экономики управления. В настоящее время воспитывает сына М.Н., Дата года рождения, в отношении которого является одинокой матерью. Она зарегистрирована и проживает по Адрес Квартира состоит из одной жилой комнаты. Общая площадь Данные изъяты в том числе жилая площадь - Данные изъяты общая долевая собственность (1/3 доли). В 2006 году, когда она находилась в Данные изъяты детском доме, умер отец, и они и с братом, их мать получили свидетельство о праве на наследство по закону. В настоящее время условий для проживания в одной комнате нет никаких, так как в квартире проживают 4 человека: её мать, лишенная родительских прав, брат, который воспитывался, как и она, в детском доме (и не может создать семьи из-за отсутствия условий), она и её маленький сын. Она обратилась в администрацию города Пензы, но ей было отказано в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

             Просит суд обязать администрацию города Пензы поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать предоставить ей жилое помещение (квартиру) по договору социального найма.

          Истец Медкова Ю.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Кочетова С.В., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.

          Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, Министерства образования и науки Пензенской области в судебное заседание не явились.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

           Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

           В силу ч.3 ст. 11ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

     2)восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

         В судебном заседании установлено, что Медкова Ю.С. родилась Дата . Отец Медковой Ю.С. – М.С. решением Ленинского районного суда г. Пензы от Дата был лишен родительских прав, умер Дата . Мать М.С. решением Ленинского районного суда г. Пензы от Дата лишена родительских прав.

         Согласно постановлению главы администрации Ленинского района г. Пензы Номер от Дата Медкова Ю.С. направлена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

         С Дата по Дата Медкова Ю.С. являлась воспитанницей ГБОУ детский дом Данные изъяты и находилась на полном государственном обеспечении, как ребенок оставшийся без попечения родителей.

          Дата у Медковой Ю.С. родился сын М.Н..

          Медкова Ю.С. и её сын зарегистрированы и проживают по Адрес . Кроме Медковой Ю.С. и сына М.Н. по указанному адресу зарегистрированы и проживают её мать М.С. и брат М.В.

          Квартира Адрес принадлежит на праве общей долевой собственности Медковой Ю.С., М.С. и М.В. , по 1/3 доли каждому. Квартира состоит из одной комнаты и имеет общую площадь квартиры Данные изъяты.

Дата Медкова Ю.С. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Медковой Ю.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Как указывается в приказе Медкова Ю.С. зарегистрирована по Адрес , общей площадью Данные изъяты где ей на праве собственности принадлежит 1/3 доля в праве общем совместном имуществе.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании, а также материалами гражданского дела.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:

Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.";

     В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.

        Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 г. N 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Как установлено в судебном заседании, Медкова Ю.С., Дата года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей, и относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

          Медкова Ю.С. зарегистрирована и проживает по Адрес , в квартире, принадлежащей на праве собственности общей долевой собственности Медковой Ю.С., её матери М.С. и брату М.В. , по 1/3 доли каждому. Квартира состоит из одной комнаты и имеет общую площадь квартиры Данные изъяты.

          В квартире Адрес зарегистрированы и проживают 4 человека: Медкова Ю.С., её сын М.Н., мать М.С. и брат М.В.

          Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе» на территории города Пензы установлены:

учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

          Общая площадь квартиры Адрес составляет Данные изъяты, что ниже учетной нормы в 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, предусмотренного Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4. При этом Медкова Ю.С. вынуждена проживать в одной комнате с матерью М.С., которая лишена в отношении неё родительских прав.

          Учитывая, установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Медковой Ю.С. неправомерно было отказано администрацией г. Пензы в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 51 ГК РФ она является нуждающейся в жилом помещении, и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Следовательно, в случае отказа Медковой Ю.С. в удовлетворении иска, будет нарушено его конституционное право на жилище, что является недопустимым.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Медковой Ю.С. к администрации г.Пензы о признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к предоставлению жилого помещения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

          Иск Медковой Ю.С. удовлетворить.

Признать за Медковой Ю.С. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица относящегося к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию г. Пензы предоставить Медковой Ю.С. благоустроенное жилое помещение в черте г.Пензы с нормой жилой площади на состав семьи один человек в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца.

Судья