Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2012 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Е.А.
при секретаре Кругловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопенко Л.В. и Кочетковой Л.Ф. к ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» о взыскании премии за 3 и 4 кварталы 2011 года,
У С Т А Н О В И Л :
Прокопенко Л.В. обратилась с названным иском в Каменский городской суд Пензенской области, указав, что с Дата по Дата она работала в военном комиссариате Данные изъяты в должности инспектора (по учету и бронированию). Приказом начальника отдела военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты от Дата Номер она была уволена по сокращению штата работников организации (п.2 ст. 81 ТК РФ). В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» для военного комиссариата Пензенской области были выделены денежные средства на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил РФ за 3 и 4 кварталы 2011 года. Однако ей без законного основания премию не выплатили. Ответчик нарушил ее права и законные интересы в части оплаты труда. С Дата по Дата она находилась в должности инспектора по учету и бронированию военного комиссариата Пензенской области, ей должна быть начислена и выплачена пропорционально за фактически отработанное время, премия за 3 квартал 2011 года в размере 25 500 рублей, за 4 квартал 2011 года в размере 12 750 рублей.
Просила суд признать действия Военного комиссариата Пензенской области, выразившиеся в невыплате ей премии за 3 и 4 кварталы 2011 года за фактически отработанное время, незаконными; обязать Военный комиссариат Пензенской области выплатить ей премию за 3 и 4 кварталы 2011 года пропорционально, за фактически отработанное время в размере 38 250 рублей.
С аналогичным иском обратилась в Каменский городской суд Пензенской области Кочеткова Л.Ф., при этом в иске указала, что с Дата работала в военном комиссариате Данные изъяты на различных должностях, в том числе с Дата по Дата в должности помощника начальника отделения (по учету и бронированию). Приказом начальника отдела военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты от Дата Номер она была уволена по сокращению штата работников организации (п.2 ст. 81 ТК РФ). В соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года лицам гражданского персонала Вооруженных сил РФ были выплачены премии за 3 и 4 кварталы 2011 года. Однако ей без законного основания премию не выплатили. Ответчик нарушил ее права и законные интересы в части оплаты труда. За фактически отработанное время в 3 и 4 кварталах 2011 года ей должна быть начислена и выплачена премия в размере 38 250 рублей, за 4 квартал 2011 года в размере 12 750 рублей
Просила суд признать действия Военного комиссариата Пензенской области, выразившиеся в невыплате ей премии за 3 и 4 кварталы 2011 года за фактически отработанное время, незаконными; обязать Военный комиссариат Пензенской области выплатить ей премию за 3 и 4 кварталы 2011 года пропорционально, за фактически отработанное время в размере 38 250 рублей.
Определением Каменского городского суда Пензенской области от 12.03.2012 года дела по указанными выше искам объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела Прокопенко Л.В. и Кочеткова Л.Ф. уточнили исковые требования, просили обязать Военный комиссариат Пензенской области и отдел военного комиссариата Пензенской области по городу Каменки и Каменскому району солидарно выплатить им премию за 3 и 4 кварталы 2012 года за фактически отработанное время каждой в размере 38 250 рублей.
Определением Каменского городского суда Пензенской области от 12.03.2012 года гражданское дело по искам Кочетковой Л.Ф. и Прокопенко Л.В. к Военному комиссариату Пензенской области, отделу военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты о признании действий, выразившихся в невыплате премии за третий и четвертый кварталы 2011 года пропорционально, за фактически отработанное время, незаконным и понуждении к выплате указанных премий, направлено по подсудности в Ленинский районный суд г.Пензы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 24.04.2012 года вышеуказанное определение Каменского городского суда Пензенской области оставлено без изменения.
В судебном заседании истицы уточнили свои исковые требования:
Прокопенко Л.В. просила суд взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» премию за 3 и 4 кварталы 2011 года пропорционально отработанному времени в размере 25 846 рублей 8 копеек.
Кочеткова Л.Ф. просила суд взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» премию за 3 и 4 кварталы 2011 года пропорционально отработанному времени в размере 43 569 рублей.
Представитель истиц Нефедов И.В., допущенный к участию в деле на основании п.6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования Прокопенко Л.В. и Кочетковой Л.Ф. поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» Янборисова Д.Р., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что с Дата по Дата Прокопенко Л.В. являлась сотрудником Отдела военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты и работала в должности инспектора по учету и бронированию. Дата была уволена на основании п.2 ст.81 ТК РФ (по сокращению штата).
Кочеткова Л.Ф. с Дата являлась сотрудником отдела Военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты, с Дата по Дата занимала должность помощника начальника отделения по учету и бронированию. Дата Кочеткова Л.Ф. была уволена на основании п.2 ст. 81 ТК РФ (по сокращению штата).
На основании приказа Военного комиссара Пензенской области Номер от Дата в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» гражданскому персоналу выплачено дополнительное материальное стимулирование (премия) за 3 и 4 кварталы 2011 года.
Однако истицам за фактически отработанное время в 3 и 4 квартале 2011 года указанная премия не была выплачена. При этом не уволившимся лицам гражданского персонала военного комиссариата Пензенской области, занимающим должности, аналогичные должностям, занимаемыми истцами, произведена выплата премии за 3 и 4 кварталы 2011 года.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 5.08.2008 года № 563» было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из данного Положения следует, что оплата труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, к которому относятся истцы, складывается из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые должны учитываться при расчете среднего заработка.
Согласно подпункту «б» пункта 10 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; иные виды стимулирующих выплат, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы.
Также пунктами 11-13 данного Положения предусмотрено, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке.
26.07.2010 года Министром обороны РФ был издан приказ № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
В пункте 2 данного приказа указано, что выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее именуются - военнослужащие), и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются - лица гражданского персонала), в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).
Кроме этого приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 данного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
В силу пункта 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Проанализировав указанные выше нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что премии (дополнительное материальное стимулирование), предусмотренные приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, является выплатами стимулирующего характера, предусмотренными системой оплаты труда гражданского персонала, установленной приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555.
Суд не может согласиться с доводами представителей ответчика о том, что эти премии носят разовый характер, поскольку их выплата согласно пункту 1 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, происходят ежеквартально.
Приказ Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года является нормативным актом, рассчитанным на неоднократное применение.
С учетом изложенного, суд находит незаконным отказ ответчика выплатить премию истицам за 3 и 4 квартал 2011 года в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года.
Согласно пункту 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному данным приказом Министра обороны РФ, не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.
Однако в ходе рассмотрения дела не было установлено, что истицы привлекались к дисциплинарной ответственности или допустили иные нарушения, являющиеся основанием для лишения дополнительного материального стимулирования (премии).
В соответствии со ст.3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
На основании ст.132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
С учетом изложенного, истицы имеют право на выплату премии (дополнительного материального стимулирования) за 3 и 4 квартал 2011 года на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года пропорционально отработанному времени, поскольку эти выплаты являются составной частью их заработной платы, на что было указано ранее в решении суда.
В связи с чем, не могут быть признаны состоятельными доводы ответчика о том, что спорная премия не является гарантированной частью заработной платы.
Невыплата такой премии истцам в связи с увольнением является дискриминацией и не может быть признана законной.
Сообщение ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» от 30.01.2012 года о том, что денежные средства, выделенные в декабре на выплату дополнительного материального стимулирования на основании приказа Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010 года, не распространяются на уволенный гражданский персонал является незаконным и не могло применяться ответчиком.
Определяя размер премии, подлежащей взысканию в пользу истиц, суд исходит из того, что он не может быть ниже размера, выплаченного другим лицам, занимающим аналогичные должности в тех же структурных подразделениях на основании приказа военного комиссара Пензенской области от Дата Номер , поскольку иное будет противоречить ст.3 и 132 ТК РФ.
Согласно приказу военного комиссара Пензенской области от Дата Номер «О выплате дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу военного комиссариата Пензенской области в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 помощники начальника отделения отдела военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты получили премию за 3 и 4 квартал 2011 года в размере 59 000 рублей, проработав в указанный период времени с Дата по Дата , т.е. 130 рабочих дня.
С учетом изложенного, Кочеткова Л.Ф., уволенная с аналогичной должности помощника начальника отделения по учету и бронированию Дата на основании пункта 2 ст.81 ТК РФ, имеет право на получение премии исходя из того же размера, пропорционально отработанному времени (96 рабочих дней).
Таким образом, размер премии за 3 и 4 кварталы 2011 года, подлежащий взысканию в пользу Кочетковой Л.Ф. составит 43 569 рублей 23 копейки (59 000 : 130 х 96 = 43 569,23, где 59 000 рублей, размер премии выплаченной за 3 и 4 квартал 2011 года иным работникам, замещающим аналогичные должности и полностью отработавшим рабочее время в указанный период; 130 – количество рабочих дней в 3 и 4 квартале 2011 года, отработанных иными работниками, замещающими аналогичные должности; 96 – количество отработанных дней в 3 квартале 2011 года Кочетковой Л.Ф. за период с Дата по Дата ).
Поскольку Кочетковой Л.Ф. заявлены требования о взыскании премии в размере 43 569 рублей, а суд в силу части 3 ст.196 ГПК РФ не вправе выйти за рамки заявленных исковых требований, с ответчика в пользу Кочетковой Л.Ф. подлежит взысканию сумма премии за 3 и 4 кварталы 2011 года в размере 43 569 рублей.
При расчете премии, подлежащей взысканию в пользу Прокопенко Л.В. суд исходит из того, что размер ее премии не может быть ниже премии, начисленной сторожам отдела военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты полностью отработавшим 3 и 4 квартал 2011 года, поскольку в приказе о премировании отсутствуют работники в должности инспектор по учету и бронированию в данном отделе, которую она замещала в период с Дата по Дата .
При этом Прокопенко Л.В. пояснила, что ее заработная плата в должности инспектора была незначительно выше заработной платы сторожа, что не отрицалось представителем ответчика.
Сторожи отдела военного комиссариата Пензенской области Данные изъяты полностью отработавшие 3 и 4 квартал 2011 года получили премию согласно приказу военного комиссара Пензенской области от Дата Номер в размере 35 000 рублей.
Таким образом, размер премии за 3 и 4 квартал 2011 года, подлежащий выплате Прокопенко Л.В. составит 25 846 рублей 15 копеек (35 000 : 130 х 96 = 25 846,15; где 35 000 рублей, размер премии выплаченной за 3 и 4 квартал 2011 года иным работникам, замещающим аналогичные должности и полностью отработавшим рабочее время в указанный период; 130 – количество рабочих дней в 3 и 4 квартале 2011 года; 82 – количество отработанных дней в 3 и 4 квартале 2011 года Прокопенко Л.В. за период с Дата по Дата ).
Вместе с тем суд в силу части 3 ст.196 ГПК РФ не вправе в данной ситуации выйти за пределы заявленных истцом требований.
В связи с изложенным, в пользу Прокопенко Л.В. с ответчика следует взыскать премию за 3 и 4 кварталы 2011 года в сумме 25 846 рублей 8 копеек.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокопенко Л.В. и Кочетковой Л.Ф. к ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» о взыскании премии за 3 и 4 кварталы 2011 года удовлетворить.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» в пользу Прокопенко Л.В. премию за 3 и 4 кварталы 2011 года в сумме 25 846 рублей 8 копеек (Двадцать пять тысяч восемьсот сорок шесть рублей восемь копеек).
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Пензенской области» в пользу Кочетковой Л.Ф. премию за 3 и 4 кварталы 2011 года в сумме 43 569 рублей (сорок три тысячи пятьсот шестьдесят девять рублей).
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение месяца с 20 июня 2012 года.
Судья: Е.А.Мартынова