Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2012 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Шестерниной Е.В. к администрации г. Пензы, Социальному управлению г. Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и понуждении к включению молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с первоначальной даты подачи заявления,
У С Т А Н О В И Л:
Шестернина Е.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что она, в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» Дата обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления - Социальное управление города Пензы с заявлением о выделении ей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Ею были представлены все необходимые документы, необходимые для предоставления соответствующей выплаты. В течение 2008-2011 годов она представляла в Социальное управление г.Пензы дополнительные и обновленные документы для выделения социальной выплаты. До настоящего времени она и её семья являлась участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», и её семья была признана нуждающейся, однако Дата ей была вручена выписка от Дата Номер , согласно которой: «п.2 Отказать в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с чтением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях(обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму, установленную в г.Пензе); п. 2.5. Шестерниной Е.В., с составом семьи 2 человека, зарегистрированной в жилом по Адрес , где матери Ш.Г. на праве собственности принадлежат жилые помещения общей площадью Данные изъяты где зарегистрированы 5 человек. Как на члена семьи собственника Шестерниной Е.В. приходится Данные изъяты; Отменить п.17 Приложения Номер к постановлению главы администрации города Пензы от Дата в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Ш.» Считает действия Ответчика направленные на отказ в предоставлении ей социальной выплаты по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не соответствующими действующему законодательству, так как администрация города при расчете всю недвижимость, которой владеет её мать, а точнее два отдельных дома, и соответственно две отдельные квартиры: Номер . Хочет заметить, что её семья зарегистрирована в Адрес , общая площадь которой составляет Данные изъяты кв.м, согласно договора дарения от Дата зарегистрированного в реестре за Номер нотариусом г.Пензы Л.Л. общая площадь составляет 37/100. Таким образом, на члена семьи собственника приходится менее 10 кв.м. на человека (по Данные изъяты кв.м.). Но согласно условиям программы расчет обеспеченности жилой площадью ведется из общей площади жилого помещения, где зарегистрирована семья.
Просит суд признать приказ администрации города Пензы в предоставлении ей социальной выплаты, предусмотренной подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 года, незаконным. Включить её семью в число участников программы с Дата
В судебном заседании Шестернина Е.В. поддержала исковые требования, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Социального управления г. Пензы Дадаев Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, а также признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005-2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В рамках указанной выше подпрограммы Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. № 139-12/4 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы» (в ред. Решения Пензенской городской Думы от 28.03.2008 N 928-44/4), согласно которой участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья);
в) наличие у семьи доходов либо денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Применительно к условиям настоящей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постоянно проживающие в городе Пензе, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктами 4-7 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 также предусмотрено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 №1050 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
В судебном заседании установлено, что Шестернина Е.В. имеет сына Ш.А., Дата года рождения.
Постановлением главы администрации г. Пензы от Дата Номер молодая семья Шестерниной Е.В. в количестве 2 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010.
Дата Шестернина Е.В. обратилась к начальнику Социального управления г. Пензы с заявлением о включении её семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Семья Шестерниных являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, срок действия которой истек 31.12.2010 года.
Приказом начальника Социального управления г. Пензы от Дата Номер м.с. семья Шестерниной Е.В. в количестве 2 человека признана имеющей достаточные доходы, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размере предоставляемой социальной выплаты для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Приказом начальника Социального управления г. Пензы от Дата , Номер м.с. семья Шестерниной Е.В. в количестве 2 человека признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Шестерниной Е.В. с составом семьи два человека, отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму, установленную в г. Пензе). Как указывается в приказе, Шестернина Е.В., с составом семьи 2 человека, зарегистрирована в жилом помещении по Адрес , где матери Ш.Г. на праве собственности принадлежат жилые помещения общей площадью Данные изъяты кв.м, где зарегистрировано 5 челок. Как на члена семьи собственника на Шестерину Е.В. приходится Данные изъяты кв.м.
Впоследствии, приказом начальника Социального управления г. Пензы истице отказано в выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Указанные выше обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании и материалами гражданского дела.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Администрация г. Пензы отказала Шестерниной Е.В., с составом семьи 2 человека, в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превышает учетную норму, установленную в г. Пензе. Как указывается в приказе Шестернина Е.В. с составом семьи 2 человека зарегистрирована в жилом помещении по Адрес где матери Ш.Г. на праве собственности принадлежат жилые помещения общей площадью Данные изъяты, где зарегистрировано 5 человек, как на члена семьи собственника на Шестерину Е.В. приходится Данные изъяты.
Судом установлено, что Шестернина Е.В. и её сын Ш.А., зарегистрированы и проживают по Адрес
Матери Шестерниной Е.В. – Ш.Г. на праве собственности принадлежит квартира Адрес и квартира Адрес .
Согласно представленных документов, общая площадь квартиры Адрес составляет Данные изъяты кв.м. По указанному адресу зарегистрированы и проживают: Шестернина Е.В. и её сын Ш.А., мать Ш.Г., отец Ш.В. и сестра Г.О., то есть, на каждого проживающего приходится менее 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, следовательно, менее учетной нормы площади жилого помещения, учитываемой в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что семье Шетерниной Е.В. в составе 2 человек администрацией г. Пензы незаконно было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, суд учитывает, что семья Шестерниной с Дата являлась участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы», копии всех необходимых документов имеются в материалах учетного дела, обозревавшегося в ходе судебного заседания, однако, вопросов у администрации г.Пензы по этому поводу не возникало.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что молодая семья Шестерниной с составом 2 человека, имеет право на постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, следовательно, оспариваемый приказ вынесен незаконно.
В связи с этим истица с составом семьи два человека подлежит включению в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с даты первоначального обращения в Социальное управление г. Пензы - с Дата .
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Шестерниной Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа Шестерниной Е.В. с составом семьи два человека в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и отмены п. 17 Приложения №1 к постановлению главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части признания нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи Шестерниной.
Обязать Социальное управление г. Пензы включить Шестернину Е.В. с составом семьи два человека в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с даты первоначального обращения в Социальное управление г. Пензы - с Дата
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд г.Пензы.
Судья