Дело №2-2803/2012 Решение о признании права на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья.



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,

при секретаре Черняевой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барышевой Л.И к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты, не предоставленной вдове участника Великой Отечественной войны – Кошелевой А.М,

У С Т А Н О В И Л :

    

Барышева Л.И. обратилась в суд с названным иском, указав, что ее мама - Кошелева А.М, Дата г.р., ветеран Великой отечественной войны, инвалид 1 группы, - являлась вдовой участника Великой Отечественной войны Кошелева И.М, Дата г.р., умершего Дата ; Кошелева А.М. проживала в доме Адрес .

Барышева Л.И. так же указывает, что в связи непригодностью дома для проживания из-за ветхости, Кошелева A.M. Дата обратилась в администрацию Дуровского сельсовета, Адрес с заявлением для уведомления Правительства Пензенской области о выборе способа приобретения жилья единовременной денежной выплатой на строительство или приобретение жилья. По результатам обследования жилого дома Адрес , в котором проживала Кошелева А.М., проведенного - Дата указанное жилое помещение было признано непригодным для постоянного проживания, а Кошелева A.M. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, постановлением администрации Дуровского сельсовета, Адрес от Дата Номер Кошелева A.M. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлена на учет.

Барышева Л.И. просит суд учесть, что администрацией Дуровского сельсовета, Адрес было сформировано учетное дело Кошелевой A.M. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, которое, через Управление социальной защиты населения администрации Адрес , Дата было отправлено в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. После отправки дела Кошелева A.M. стала ждать вызова за получением свидетельства. Однако, после 7 месяцев ожидания, а именно - Дата Кошелева A.M. умерла. Причем, за прошедшее перед ее смертью время никаких уведомлений, отказов, замечаний от ответчика либо через Управление соцзащиты Адрес , администрацию Дуровского сельсовета, к ней не поступало. Свидетельство на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья Кошелевой A.M. выдано не было.

Барышева Л.И. считает, что Кошелева A.M. имела право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, как вдова участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в жилом помещении, совершила необходимые действия по реализации данного права, но не имела возможности реализовать данное право по обстоятельствам, от нее не зависящим. Соответственно, в связи с возникновением у Кошелевой A.M. данного права, у Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области возникла обязанность предоставить сертификат на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Однако, указанная обязанность Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, до настоящего времени не исполнена.

Барышева Л.И. просит суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты, не предоставленной вдове участника Великой Отечественной войны Кошелевой А.М.

Истица Барышева Л.И. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца: Косов Л.Б., действующий на основании: ордера от Дата Номер , доверенности от Дата Адрес исковые требования Барышевой Л.И. поддержал. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика: Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области - Козлов С.В., действующий на основании доверенности от Дата Номер , возражал против удовлетворения иска Барышевой Л.И. и пояснил, что Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (ст. 21 ФЗ «О ветеранах».). Статья 23.2 настоящего закона в пункте 8 уточняет, что указанные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Во исполнение пункта 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» 27.02.2010 был принят закон Пензенской области № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области»; 31.03.2010 - Постановление Правительства Пензенской области № 160-пП «Об утверждении порядка формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и об утверждении порядка предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения». Согласно постановлению Правительства Пензенской области от 31.03.2010 № 160пП право гражданина на получение единовременной денежной выплаты подтверждается свидетельством о праве на единовременную денежную выплату (далее - свидетельство). Выдачу свидетельства осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области по мере поступления средств федерального бюджета в порядке очерёдности.

Кошелева A.M. Дата была поставлена на учёт в общий список граждан, признанных органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области нуждающимися в улучшении жилищных условий и претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты. Право Кошелевой A.M. на получение свидетельства прекратилось Дата , по причине ее смерти (свидетельство о смерти l-ИЗ Номер ). Согласно нормам статьи 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью). Постановлением администрации Вишневского сельсовета Адрес от Дата Номер Кошелева A.M. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты в связи со смертью. Перед «наследниками» и иными лицами после смерти ветерана (вдовы ветерана), стоявшего в очереди на получение свидетельства никакие обязательства законодательством не предусмотрены.

Кроме того, представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, обращает внимание, что на письменное обращение Барышевой Л.И. (дочери Кошелевой А.М.) от Дата Номер , с просьбой разъяснить причину невозможности получения свидетельства иными лицами, Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области был направлен ответ от Дата Номер , в котором ей было разъяснено, что ее заявление, о наследии права на получение свидетельства о праве на ЕДВ, полагавшегося Кошелевой A.M., противоречит положениям статьи 1112 ГК РФ; единовременная денежная выплата является мерой социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, имеющей адресное назначение, и неотъемлемо связана с личностью получателя; носит целевой характер и может быть использована только на обеспечение жильём ветеранов (вдов ветеранов) войны, а не их наследников.

Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области считает невозможным признать за истцом право на получение свидетельства о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, ввиду отсутствия правовых оснований. Просил в иске Барышевой Л.И. отказать.

Представитель третьего лица: администрации Адрес привлеченного к участию в деле в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица: УФК по Пензенской области привлеченного к участию в деле в качеств третьего лица Ж.О, действующая на основании доверенности б/д, б/н, возражала против удовлетворения исковых требований Барышевой Л.И., указав, что предоставление единовременной выплаты является мерой социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, имеющей адресное назначение и неразрывно связано с личностью получателя, и не может передаваться по наследству.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Кошелева А.М. являлась вдовой ветерана Великой Отечественной войны (И.М).

Постановлением администрации Дуровского сельсовета Адрес от Дата Номер Кошелева А.М. была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Кошелева А.М. Дата обратилась в администрацию Дуровского сельсовета Адрес с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Однако, Дата Кошелева А.М. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от Дата I -ИЗ Номер .

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Обращаясь в суд с данным исковым заявлением, истец считает, что Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области нарушило права вдовы участника Великой Отечественной войны (Кошелевой А.М.) не выдало своевременно свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения и нарушает ее права (Барышевой Л.И.) на наследование имущества, которое могло быть приобретено Кошелевой А.М. на полученное своевременно свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

Однако, данный довод истца не может быть принят судом, в силу следующих обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010г.) «О ветеранах» (далее – Закон) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14 - 19 и 21 Закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 3.1. ст.23.2 Закона установлено, что по письменным заявлениям ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Пензенской области от 27.02.2010г. N 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным выше гражданам по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.

Раздел 1 Порядка предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010 N 160-пП (далее – Порядок), устанавливает, что предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Формирование и ведение списков, указанных в п. 1 Порядка формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области

Списки, формируются в той же хронологической последовательности, в которой граждане признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в один и тот же день, указываются в общем списке по алфавиту.

Предоставление единовременных денежных выплат и жилых помещений гражданам осуществляется в пределах средств, поступивших из федерального бюджета на эти цели в установленном законодательством порядке.

Очередность предоставления единовременной денежной выплаты устанавливается в той же последовательности, в которой граждане включены в список на получение единовременной денежной выплаты.

Право гражданина на получение единовременной денежной выплаты подтверждается свидетельством о праве на единовременную денежную выплату. Выдачу свидетельства осуществляет уполномоченный орган по утвержденной им форме.

О наступлении очередности на получение свидетельства граждане уведомляются уполномоченным органом в письменной форме в тридцатидневный срок с момента утверждения уполномоченным органом списка граждан на предоставление единовременной денежной выплаты.

Размер единовременной денежной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.

Свидетельство действительно в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

Повторное предоставление единовременной денежной выплаты гражданам не допускается.

Не может быть принят и довод истца, о том, что Кошелева А.М. еще при жизни не получила свидетельство о праве на единовременную денежную выплату, а ветераны, которые находились в очереди после нее, получили свидетельство о праве на единовременную денежную выплату.

Согласно имеющимся в материалах дела документов (ответ заместителя Министра здравоохранения и социального развития Пензенской области директору Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ от Дата Номер ) и пояснениям представителя ответчика по состоянию на Дата единовременной денежной выплатой не было обеспечено Данные изъяты человека (общее количество ветеранов Великой Отечественной войны, вставшие на учет – Данные изъяты, из них: Ветераны, улучшившие свои жилищные условия – Данные изъяты, Ветераны, снятые с учета в связи со смертью – Данные изъяты).

Из платежного поручения от Дата Номер следует, что на счет УФК по Пензенской области (Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, Номер ) поступила субвенция на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в общей сумме – Данные изъяты рублей; из платежного поручения от Дата Номер следует, что на счет УФК по Пензенской области (Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, Номер ) поступила субвенция на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в общей сумме – Данные изъяты рублей. Таким образом, на поступившую сумму из федерального бюджета было обеспечено Данные изъяты человек согласно общеоблостному списку, вставшие на учет по Дата

Однако, Кошелева А.М. была включена в общий список граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и претендующих на предоставление единовременной денежной выплаты - Дата , ее номер в списке, как пояснил представитель ответчика, был - Данные изъяты

В материалах дела имеется так же и платежное поручение от Дата Номер , согласно которому, на счет УФК по Пензенской области (Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, Номер ) поступила субвенция на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в общей сумме –Данные изъяты рублей. Однако, Кошелева А.М. на тот момент умерла.

Пунктом 1 ст.56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, в нарушение норм законодательства доказательств заявленного обстоятельства истцом в суд не представлено.

Ссылка истца на то, что она является наследником после смерти Кошелевой А.М., а, следовательно, права последней должны перейти к ней в порядке наследования, судом не принимается во внимание, в силу следующих обстоятельств.

Согласно ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.

Средства, выделенные из федерального бюджета на основании Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 614 и Закона, имеют целевое назначение: обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, и лиц к ним приравненных. Оплата договоров по приобретению или строительству жилых помещений не для инвалидов и участников Великой Отечественной войны (если они уже умерли), а для их наследников будет являться нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Проанализировав положения норм действующего законодательства, суд пришел к выводу, что обязательства уполномоченного органа перед наследниками лица, у которого возникло право на получение свидетельства о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья, после смерти этого лица нормами действующего законодательства отсутствуют.

При таких обстоятельствах требование Барышевой Л.И. о признании за ней права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, в порядке наследования, после умершей Кошелевой А.М. необоснованно и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Барышевой Л.И к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты, не предоставленной вдове участника Великой Отечественной войны, Кошелевой А.М, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2012 года.

Судья      Ю.А. Андрианова