Дело № 2-3107/2012 Решение о восстановлении в списках на получение социальной денежной выплаты на приобретение жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2012 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,

при секретаре Черняевой Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щукина Романа Владимировича, Тарасовой Ирины Витальевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Щукина Алексея Романовича к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, Социальному управлению города Пензы о включении в список на получение социальной денежной выплаты на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы обратились в суд с названным иском, указав, что на основании Приказа министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 11Дата их семья была исключена из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Пензенской области, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 15.02.2012г. № 60. Кроме того, по тем же основаниям их семья не включена в список молодых семей -претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы по Пензенской области в 2012 году, утвержденный приказом министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 11.05.2012г. № 206.

Щукин Р.В., Тарасова И.В. считают, что вышеуказанный нормативный акт является незаконными, так как вынесенными без учета реальной ситуации, и с нарушением нормативных актов.

Истцы просят учесть, что их семья была уже Дата признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 года. Причем, в соответствии с условиями программы, действующими на тот период их семья по договору купли - продажи Дата приобрела квартиру, находящуюся по адресу: Адрес 14 (квартира была приобретена в том числе и с использованием ипотечного займа в размере Дата рублей).

Щукин Р.В., Тарасова И.В. так же указывают, что Дата они получили уведомление, что в настоящее время действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050. Условиями подпрограммы не предусматривалось использование социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Их семья на протяжении двух лет была участником программы на 2002-2010 годы, платит кредит. Они (Щукин Р.В., Тарасова И.В.) Дата написала на имя начальника Социального управления города Пензы - В.С. заявление о включении их семьи в состав участников подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и направления социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по взятому ипотечному займу. Однако, Дата ими (Щукиным Р.В., Тарасовой И.В.) был получен ответ Номер , что условиями действующей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не предусмотрена возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения. Хотя, Дата они (Щукин Р.В., Тарасова И.В. и несовершеннолетний _ Щукин А.Р.) были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и на момент подачи документов их семья полностью соответствовала всем условиям подпрограммы.

Истцы просят суд отменить приказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер в части исключения семьи из сводного списка молодых семей - участников подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 г. - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Адрес . Так же просят включить семью в составе: Щукин Роман Владимирович, Тарасова Ирина Витальевна, Щукин Алексей Романович в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 годы по Пензенской области в 2012 году, утвержденный приказом министерства здравоохранения и социального развития Адрес от Дата Номер с даты подачи заявления от Дата .

Истец Щукин Р.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Истица Тарасова И.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего - Щукина А.Р. уточнила исковые требования. Просила суд включить их семью в составе: Щукин Роман Владимирович, Тарасова Ирина Витальевна, Щукин Алексей Романович в сводный список на 2012 год и в список претендентов на получение социальной выплаты с учетом первичной даты подачи заявления. При этом пояснили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Социального управления города Пензы Дадаев Е.В., действующий на основании доверенности от Дата Номер , разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Вельдин А.Г., действующий на основании доверенности от Дата Номер , с иском не согласился, пояснил, что основания для удовлетворения иска не имеется. Просил в иске отказать.

Представители третьих лиц: администрация Адрес , Министерство регионального развития РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Щукин Р.В. и Тарасова И.В. с Дата состоят в зарегистрированном браке (свидетельство о заключении брака от Дата № I- ИЗ 601184), от которого имеют сына А Дата года рождения (свидетельство о рождении от Дата Номер ).

Истцы Дата обратились в Социальное управление города Пензы с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Приказом начальника Социального управления города Пензы от Дата Номер м.с. семья Щукина Р.В. и Тарасовой И.В., в количестве 3-х человек признана участниками целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

Однако, как следует из имеющихся в материалах дела документов, семья Щукина Р.В. и Тарасовой И.В. соответствующей социальной выплаты в 2009 году не получила.

Из договора займа Дата Номер заключенного Тарасовой И.В. и Щукиным Р.В. с ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» следует, что ОАО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» предоставляет Тарасовой И.В. и Щукину Р.В. займ, в размере Данные изъяты рублей; в договоре также указано, что заем предоставлялся для целевого использования, а именно для приобретения в общую долевую собственность: Тарасовой И.В. и Щукину Р.В. по 1/2 доли жилого помещения, Адрес в Адрес .

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (с последующими изменениями) (далее - Правила) был утвержден порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы на 2002 - 2010 годы.

Согласно п. 21 Правил орган местного самоуправления ежегодно до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует и направляет в орган исполнительной власти Пензенской области список молодых семей - участников подпрограммы на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

В соответствии с п. 23 Правил орган исполнительной власти Пензенской области в пределах лимитов средств, предусмотренных в бюджете Пензенской области и в бюджетах муниципальных образований Пензенской области на реализацию подпрограммы на 2002 - 2010 годы на планируемый год, утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Пунктом 26 Правил установлено, что после проведения государственным заказчиком (Министерством регионального развития Пензенской области) конкурсных процедур по отбору для участия в подпрограмме на 2002 - 2010 годы субъектов РФ в планируемом году, утверждения распределения субсидий, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию подпрограммы на 2002 - 2010 годы в планируемом году, орган исполнительной власти Пензенской области с учетом указанных средств утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы на 2002 - 2010 годы в планируемом году.

Согласно механизму реализации указанной подпрограммы социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) имелось.

Однако, право, использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, закрепленное соответствующей нормой, прекратило свое действие с 1 января 2011года и было введено только 26.07.2011г Постановление Правительства РФ от 14.07.2011 N 575 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

Соответственно семье Щукина Р.В. и Тарасовой И.В. уполномоченный орган не предоставил соответствующую социальную выплату, хотя их очередь, для ее получения наступила.

Кроме того, срок действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы истек –31.12.2010 г.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее – подпрограмма) с 01.01.2011г. введена в действие новая подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы. Правила предоставления в рамках новой подпрограммы молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлены в Приложение N 3 к федеральной подпрограмме (далее - Новые правила). Новая подпрограмма не предусматривает выполнение обязательств по ранее действующим подпрограммам.

Пунктом 9 Новых правил регламентировано, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в подпрограмме является добровольным

Пунктами п. 15,15.1 Новых правил установлен перечень документов, подача которых необходима для участия в подпрограмме.

Соответственно, Дата г. истцы повторно обратились в Социальное управление города Пензы с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Приказом начальника Социального управления города Пензы семья истцов в составе 3-х человек признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Согласно п.п. «г», «е» п. 2 Новых правил социальные выплаты используются: для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (пункт «е» вступил в действие - 26.07.2011г., введен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы").

Вместе с тем, из письма Социального управления г. Пензы от Дата следует, что в связи с исполнением 36 лет одному из супругов (либо обоим супругам) в молодых семьях, руководствуясь подпунктом а) пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата Номер (с последующими изменениями), Ваша семья приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер исключена из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - подпрограмма), изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Пензенской области, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер . По тем же основаниям семья истцов не включена в список молодых семей -претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме по Пензенской области в 2012 году, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата Номер .

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья находятся под защитой государства.

Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными ЖК РФ, другим федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В соответствии с п. 6. Новых правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в жилом помещении; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21.03.2011г. N 78 был утвержден Порядок признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы социальной выплаты. Указанный приказ вступил в силу 11.04.2011 г.

Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о включении в состав участников подпрограммы и соответствующие документы, по установленному перечню перечень.

Согласно п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Как установлено в судебном заседании, семья Щукина Р.В. и Тарасовой И.В. до окончания срока действия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, участниками которой она признана, социальную выплату не получила, хотя право семьи на получение возникло, с подачей повторного заявления на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, семья Щукина Р.В. и Тарасовой И.В. обратилась в Социальное управление города Пензы 12.08.2011 г., то есть до окончания формирования списка молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году.

Кроме того, на момент их обращения в Социальное управление города Пензы подпункт «е» п.2 Новых правил для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Соответственно, суд приходит к выводу о том, что семья Щукина Р.В. и Тарасовой И.В. должна быть включена в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а у Социального управления города Пензы отсутствовали основания, для отказа в выдачи свидетельства на получение социальной выплаты.

Из письма Министерства здравоохранения и социального развития Адрес от Дата Номер следует, что в случае утраты оснований для получения социальной выплаты по подпрограмме какой-либо молодой семьёй, включённой в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме в 2011 году, включение вместо неё семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, возможно строго в порядке очерёдности, сформированной в соответствие с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21.03.2011 № 77 «Об утверждении Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году».

Обращаясь в суд с иском истцы ссылаются на то, что в 2012 году их семья не может быть включена в список участников действующей подпрограммы, в связи с достижением Щукиным Р.В. 36-летнего возраста.

Анализируя нормы действующего законодательства и обстоятельства дела суд находит требования Щукина Р.В. и Тарасовой И.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку на момент подачи заявления в Социальное управление города Пензы их семья соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» действующей в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы и имела право на получение соответствующей социальной выплаты.

Таким образом, для восстановления нарушенных прав истцов, суд считает необходимым признать за Щукиным Р.В., Щукиным А.Р. и Тарасовой И.В. право на получение социальной выплаты в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, реализация которой в настоящее время возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Щукина Романа Владимировича, Тарасовой Ирины Витальевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Щукина Алексея Романовича о включении в сводный список участников Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, удовлетворить.

Включить Щукина Романа Владимировича, Щукина Алексея Романовича и Тарасову Ирину Витальевну в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году.

Включить Щукина Романа Владимировича, Щукина Алексея Романовича и Тарасову Ирину Витальевну в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с учетом первичной даты подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения.

Судья                                 Ю.А. Андрианова